"Русская идея", ее истоки, исторический генезис и характеристика в работах русских мыслителей

курсовая работа

1. Истоки "русской идеи" и ее историческая трансформация

В историческом контексте славянская общность прошла ряд довольно значимых этапов формирования особого мировоззрения и представлений о национальном единстве. С момента обособления восточных славян из единой славянской общности в VI веке начинается формирование представлений о соборности. В это время происходит распад родовых связей, образование новых брачных связей между разными родами и как следствие значительно упрощается создание военных союзов по принципу родства.

С зарождением оседлого образа жизни у славянских племен живо ставился вопрос о пропитании большого количества людей. Учитывая, что восточные славяне расселялись и в лесных и в лесостепных зонах, где необходимо создать условия для возделывания земли, а также чрезвычайно трудно получить большой урожай одному роду. Постепенно образуются общины, которые гарантировали каждому члену рода пищу и кров за его труд совместно с другими членами данного рода. В свою очередь совместная деятельность и накладывающийся на нее принцип родства пробуждал в сознании восточных славян зачатки так называемой "славянской идеи" из истоков которой впоследствии сформировалась "русская идея". Идеологические основы объединения, завязанные на родоплеменных и семейных узах, несомненно, укрепляли союзнические связи старославянских государств и способствовали преодолению (на определенных исторических этапах) междоусобной розни.

Несомненно, в качестве фактора способствовавшего объединению восточных славян и как следствие появление зачатков "русской идеи" можно считать развитие торговли.

Особым условием на пути формирования представлений о "русской идее" у восточных славян стала оборона своих территорий. На протяжении многих столетий славяне, а позже русский народ находились в состоянии войны, каждый раз, находясь на краю гибели как нация. В этой связи важным в историческом и геополитическом плане представляется формирование в национальном самосознании восточных славян необходимости единения и осознания себя как единого целого не только в пределах одного селения или города, а охватывая несколько селений, а затем всю занимаемую территорию целиком. Это способствовало возникновению прочных связей в обществе, что не раз спасало русский народ, так как, по разрешении связей политических оставались еще крепкие связи национальные (родственные) и религиозные - они и спасали общество.

Так же важную роль в формировании первых представлений о "русской идее" у восточных славян сыграло принятие христианства. Единая религия, удачно сочетающаяся своими догматами со сложившимися морально-нравственными представлениями народа, оказала большое влияние на национальное самосознание славян. Так, принципы веротерпимости, всеобщего равенства, представления о добре и зле были полностью подкреплены христианством, что позволило религии довольно быстро и прочно проникнуть в сознание населения.

Роль религии для внутриполитического процесса можно охарактеризовать следующими положениями:

христианство еще более сплотило зарождающуюся нацию; явилось почвой для обоснования и укрепления единовластия, а также на основе религии были написаны юридические законы (что нашло свое отражение в работе митрополита Илариона, где главная часть посвящена соотношению права и нравственности, описанию образа христианского носителя верховной власти);

христианство, благодаря идее "наказания свыше" способствовало отчасти (по мнению ряда исследователей) появлению крепостного права, а также во время борьбы славян с татаро-монгольским игом, позволило избежать полного уничтожения культурного наследия и самих славян проявлением терпимости к "божьему наказанию";

религия значительно обогатила культурно-духовную сферу жизни славян, способствовала развитию художественного творчества (иконописи), архитектуры (храмы и церкви), литературы (прежде всего "житие святых").

Во внешнеполитическом плане религия позволила укрепить связи с другими государствами, значительно повысить роль Древней Руси на международной арене. Тем не менее, создав условия для духовного возрождения российской государственности, христианство определенным образом сковывало развитие других сфер духовной жизни.

Появлялись различные теории, основанные на христианстве, о богоизбраности России, как о последнем оплоте истинной веры. В данных теориях царь уподоблялся Ною, а сама Россия ветхозаветному ковчегу, для спасения всех славян. Наиболее известной из таких теорий стала теория Филофея "Москва - третий Рим". И, несмотря на то, что данная теория постепенно отошла на второй план "русская идея" приобрела мессианский оттенок.

Исторически "русская идея/миссия" была отчасти необходимой психологической опорой на протяжении столетий борьбы с реальными угрозами за национальное выживание. Частично она служила утешением, как компенсация за относительно низкий уровень жизни, лишения и отсутствие многих элементарных удобств, присущих европейскому образу жизни.

В дальнейшем историческом развитии "русская идея" в сознании уже русского народа неразрывно связывалась с богом, общиной и князем, а затем царем. Учитывая, что территория Руси значительно расширялась и, в конце концов, приобрела ранг империи, власть в стране стремилась использовать "русскую идею" как сдерживающую силу от распада на более мелкие государственные образования. В период царствования Николая I, министром народного просвещения графом Уваровым С.С. была сформирована и надолго стала официальной государственной идеологией "русская идея" того времени: "православие - самодержавие - народность", или "за Бога, царя и отечество".

"Русская идея" нашла свое отражение и в контексте марксистско-ленинской идеологии. Так как, противоречие, зародившееся еще на первых этапах формирования национального самосознания славян, не было разрешено на более поздних этапах, а только углублялось, то естественно, что в основной своей массе рабоче-крестьянская страна перешла от "имперской идеологии" к "идеологии диктатуры пролетариата". Однако примечательно, что "русская", или национальная идея от этого поменяла лишь свою формулировку, а, по сути, сохранила традицию "триединства", и в новой интерпретации звучала как: "коммунизм - руководящая роль партии - советская власть". Так идеи общинности, всеобщего равенства и справедливости были возрождены для каждого члена общества в новой идеологической оболочке, что, несомненно, обеспечило относительно быстрое "приживание" новой национальной идеи создать рукотворное, идеальное общество всеобщего благоденствия.

В "новой - старой" идеологии основанной на новых экономических отношениях сформировался механизм, регулирующий общественное устройство государством. Идеологические основы первого в мире государства рабочих и крестьян провозглашали неизбежность победы коммунизма во всем мире и при этом объективно обосновывали необходимость преодоления многих трудностей связанных с глобальным противоборством двух мировых систем.

Необходимо отметить, что жесткая централизация власти, однопартийная внутриполитическая система, активная идеологическая обработка населения, основанная на идеях всеобщего равенства и справедливости позволили в относительно короткие сроки создать новую социальную формацию - советский народ, для которого создание условий для победы коммунизма во всем мире стало главным идеологическим лозунгом на протяжении более 70-ти лет.

При этом идеологические устои Советского государства продемонстрировали свою высокую устойчивость именно в кризисных ситуациях (в ходе завершающего этапа гражданской и Великой Отечественной войны, преодоления послевоенной разрухи), однако в дальнейшем экономическом противоборстве двух мировых систем идеологические основы СССР явно требовали модернизации и дальнейшего развития.

Догматизм, нежелание реформировать идеологические устои, а также обострившаяся борьба за личную власть в партийном руководстве СССР, привели к тому, что идеологические устои СССР были дискредитированы и в последствии не смогли уже решать задачу единения всего советского народа.

Потеря национальной идеи, а точнее отрицание ее в обществе, как отсталой, и отсутствие альтернативной идеи привели к полному краху общественной жизни в начале 90-х годов XX века.

Ряд экономических и общественно-политических реформ начала 90-х гг. привели к идеологическому вакууму в обществе и искусственному насаждению западных идеалов на несовместимую с ними культурно-историческую основу российского общества. Западному материализму противопоставлялся российский примат духовных ценностей, самопожертвование, достоинство в бедности, вечные поиски смысла жизни и нескончаемый спор со своей совестью, которые воспринимаются как более важные, чем экономическое благосостояние и немудреный душевный покой. Отечество ассоциируется с необъятной страной, возглавляемого авторитетным и мудрым владыкой, который руководствуется не законами, а совестью и разумом.

Такое несоответствие вызвало глубочайший кризис в обществе, который продолжается и по сей день. Достойное определение этому времени находим у Д.И. Фонвизина:

Кто может - грабит,

Кто не может - крадет…

Души унывают,

Сердца развращаются,

Образ мыслей становиться

Низок и презрителен…

Подобный идеологический вакуум стал темой ни одного научного исследования. Различными партиями предлагались различные "контуры" новой национальной идеи, однако до сих пор российское общество не имеет четкой идеологии и четкой формулировки национальной идеи ввиду серьезных недостатков уже предложенных вариантов национальной идеи. Наряду с серьезными научными разработками по данной проблематике, предлагались совершенно чуждые, а подчас абсурдные формулировки национальной идеи, которые приводили к углублению кризиса общества. Приведу пример: как правильно отмечал в одной из телепередач академик Александр Панченко, идея "обогащайтесь!" для российского сознания непригодна в качестве созидательной идеи, что во многом именно эта неудачно поставленная (от беспочвенности!) цель отозвалась в обществе ростом преступности, с одной стороны, и чувством отчаяния, с другой стороны.

Сложившаяся ситуация угрожает самому существованию такого государства как Россия. Понимание данного факта заставило саму власть заняться формированием национальной идеи, не дожидаясь, пока она будет изречена самим народом. Однако такая идея либо должна опираться на исконно российские традиции мировоззрения, что обеспечит ей быстрое "вживание" в массы, либо должна быть изречена самим народом, а для этого необходимо создать благоприятные условия в обществе, что и должна бы обеспечить власть.

Таким образом, обобщая все выше сказанное, делаю вывод, что, истоки "русской идеи" зафиксированы уже у древневосточных славян и вместе с историческим развитием в их национальном самосознании укрепились идеи равенства, единства, мессианства русского народа и приобрели форму "триединства", в которой позже менялись лишь составные части. В общем, их можно охарактеризовать как: религия (духовная сфера) - народ (или представители элиты) - государственная власть (как правило, единоличный правитель).

"Русская идея" различными мыслителями понималась, как правило, в контексте двух основных парадигмах: религиозной и культурно-исторической.

Полемика вокруг "русской" или национальной идеи, как правило, происходила во времена радикальных реформ общества или же наоборот, отсутствия каких либо реформ. Так на рубеже XIX-XX в.в. резко возрос интерес к национальной идее у отечественных мыслителей, в связи с тем, что российская власть этого периода характеризовалась постоянным повторением цикла "реформа - контрреформа", причем промежуток между звеньями цикла составлял незначительный (по историческим меркам) отрезок времени. Среди мыслителей внесших вклад в разработку проблемы самоопределения нации в современных им условиях можно назвать: Кавелина К.Д., Герцена А.П., Соловьева В.С., Чаадаева П.Я., Бердяева Н.А., Хомякова А.С., Аксакова И.С. и др. В современных условиях также существенно возрос интерес к данной проблематике, что отражается в большом количестве публикаций последних лет исследующих проблемы национальной идеи и ее формирования. Национальная идея закрепила за собой название "русской идеи" несмотря на то, что в состав России входило и входит множество национальных меньшинств, так как численной основой общества все же был русский народ.

Делись добром ;)