logo
Актуальные проблемы российской правовой политики

2.1 Сущность и основные принципы правовой политики

Представления о сущности правовой политики и социальном назначении могут быть значительно углублены и конкретизированы при исследовании ее принципов.

Между тем, как показывает анализ юридической литературы, принципы правовой политики еще не были предметом самостоятельного исследования в теории права, в связи с чем, целостного взгляда на эту проблему пока не сложилось. Однако, с учетом возникших потребностей в обосновании правовой политики как феномена политико-правовой действительности и ее особой роли в осуществлении общегосударственной политики, становится вполне очевидным, что разработка принципов правовой политики имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.

При исследовании принципов правовой политики мы, с одной стороны, опираемся, на лингвистическое понимание слова «принцип», имеющее в переводе с латинского языка три значения: 1) исходное положение теории, учения; 2) руководящая идея, правило поведения; 3) внутреннее убеждение, взгляды Большой юридический словарь/ Под Ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских- 2-е изд. Перераб. И доп.- М.:ИНФРА, 2004.С. 269.. С другой стороны, исходим из того, что в юридической науке под принципами понимаются; прежде всего исходные положения, идеи, а также требования, которые лежат в основе какого-либо правового явления. Именно такой смысл и вкладывается нами в категорию «принципы правовой политики».

В этом контексте принципы правовой политики можно определить как исходные определяющие идеи, установки, составляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования правовой политики.

Согласно концепции единства естественного и позитивного права нравственные принципы составляют естественные законы, символизирующие фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные в провозглашенной ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека . К этим принципам относятся: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ как источник власти, человек - высшая ценность, охрана прав человека -- цель и обязанность государства. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.//  опубл.: 10 декабря 1948. Источник: Официальный сайт ООН. Закрепив основные неотчуждаемые и прирожденные права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ (Гл. 1 и 2) признала и гарантировала ряд проистекающих из них прав граждан.

К организационным принципам относятся федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве. Пашенцев Д.А. Теория государства и права России: Учебное пособие / Д. А. Пашенцев - М.: Эксмо, 2004, С. 149.

Формирование и реализация правовой политики немыслимы без опоры на принцип федерализма, отражающего федеральное устройство России. Наиболее важным положением является здесь то, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст. 4). В этой связи отметим, что согласно ст. 76 Конституции РФ: 1) по предметам ведения российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; 2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; 3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; 4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; 5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам; 6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.//Российская газета.1993.25 декабря.

Как видим, принцип федерализма играет особо важную роль в упорядочении, взаимодействии и соотношении федеральных и региональных нормативных правовых актов.. Он служит предупреждению и разрешению возможных коллизий между ними, преодолению имеющихся расхождений между федеральным и региональным, законодательством, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей федерации правовой системы.

Принцип законности закреплен Конституцией РФ (ст. 15) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.//Российская газета.1993.25 декабря.

. Он утверждает всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны и сферы действия правовой политики, начиная с ее формирования в процессе правотворчества и, заканчивая всеми формами ее реализации.

Одним из принципов, определяющих выполнение правом, в том числе и правовой политикой, своей социальной роли является сочетание убеждения и принуждения.

Отметим, что убеждение и принуждение не являются юридическими явлениями и категориями. В то же время они служат универсальным методом функционирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Они используются во всех разновидностях социальных регуляторов -- обычаях, нравственных, корпоративных, религиозных и др. социальных нормах.

Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в рамках правовой политики состоит в том, что они связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью государства. Поэтому убеждение и принуждение являются государственной правовой политикой, за которой стоит аппарат государства. Вследствие этого убеждение и принуждение приобретают юридический характер и поэтому они используются в качестве средства, метода, принципа осуществления правовой политикой своих целей и задач. Одновременно в этой роли убеждение и принуждение выступают и как средство охраны норм, сформированных действием правовой политики от нарушений.

Важным принципом -- требованием к правовой политике выступает принцип сочетания стимулов и ограничений. Он ориентирует на парное использование таких юридических средств как: правомочия, дозволения, охраняемые запреты, приостановления, наказания и др. виды юридической ответственности. Данный принцип пронизывает всю правовую материю, включая такой ее феномен, как правовая политика. Пашенцев Д.А. Теория государства и права России: Учебное пособие / Д. А. Пашенцев - М.: Эксмо, 2004, С. 158.

Как справедливо замечает А.В. Малько, «правовые стимулы должны разумно сочетаться с правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к социально-полезному поведению, но и сдерживать поведение социально-вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства, общества».  Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1994. С. 6.

Так же хочется нам отметить, что принципы правовой политики в отличие от принципов права, обладающие большой устойчивостью и остающиеся неизменными в течение длительного времени  См.: Бабаев В.К. Теория современного советского права. Н. Новгород, 1991. С. 24. не остаются неизменными, раз и навсегда данными. Напротив, они динамичны, выражают общее состояние и тенденции развития правовой и политической систем общества, а также особенности влияния на ни других социальных факторов (экономика, идеология, наука), т.е. правовая политика подстраивается под изменения в обществе.

Так же мы считаем целесообразно отметить принципы выстраивания правовой политики в современной России:

§ четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны вытекать из целей и задач Российского государства;

§ предвидение будущих юридических «ходов» субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизнь;

§ ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;

§ комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучаюшей);

§ повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности как результаты правовой политики, что выражается в уверенности граждан, в гарантирование их статуса, в возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий власти. См.:Пашенцев Д.А. Теория государства и права России: Учебное пособие / Д. А. Пашенцев - М.: Эксмо, 2004, С. 135.

На основе всего выше сказанного, мы может сказать, что принципы правовой политики в современной России являются демократическими и основаны на интересах граждан. Следующим, что нам хочется рассмотреть в данной главе для общей характеристики правовой политики в современной России - это формы правовой политики.