ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предвыборная агитация представляет собой деятельность, которая в качестве цели имеет мотив побуждения избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и осуществляется только в период проведения избирательной компании.
Существенная особенность агитации, осуществляемой в период избирательной компании, это ее временный характер, или, иными словами, агитация осуществляется только в период проведения избирательной компании.
Агитацию в процессе избирательной компании можно рассматривать как определенную и установленную законом деятельность и как правовой институт избирательного права, однако, стоит отметить, что названные категории тесно взаимосвязаны между собой.
Как правовой институт, предвыборная агитация, имеет своим предметом регулирование правоотношений, возникающих между субъектами избирательного процесса посредством совершения ими действий, направленных на побуждение избирателей к голосованию в пользу либо против конкретного кандидата или в целом к участию в выборах.
Агитацию как стадию избирательного процесса и соответственно - как деятельность, можно определить в качестве строго ограниченной временными рамками агитационного периода, регулируемой нормами избирательного права информационной деятельности субъектов избирательного процесса, цель которой заключается в побуждении избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.
Всем нормам избирательного права присущи общие признаки, среди которых можно выделить: общеобязательность, т.е. властное предписание государства; формальную определенность, т.е. законодательное закрепление норм; связь с государством, устанавливающим правовые нормы; предоставительно-обязывающий характер, т.е. правовые нормы, устанавливающие для одних субъектов права, определяют для других субъектов обязанности.
Итак, предвыборную агитацию можно рассматривать в узком и широком смыслах. В широком понимании предвыборная агитация является частью политической, поскольку деятельность последней направлена на распространение определенных политических взглядов и убеждений, создание системы ценностей у избирателей в предвыборный период, у всего населения - после проведения выборов. В узком понимании предвыборная агитация рассматривается и как правовой институт, и как установленная и определяемая законодательством деятельность, т.е. - как этап избирательного процесса.
В избирательном процессе участвует широкий круг его участников: избиратели и граждане, об обладающие активным избирательным правом, кандидаты их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений.
Объектом предвыборной агитации являются избиратели, т.е. субъекты, обладающие активным избирательным правом - правом избирать. Иными словами, объектом предвыборной агитации является электорат - совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом, и потенциально участвующих в выборах любого уровня.
Субъекты предвыборной агитации обладают пассивным избирательным правом - правом быть избранными и определяются кругом лиц, управомоченных на проведение такой агитации. Законодательство относит к субъектам предвыборной агитации граждан РФ и общественные объединения.
Не являются субъектами предвыборной агитации:
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы,
- органы местного самоуправления,
- воинские части, учреждения и организации,
- благотворительные организации,
- религиозные объединения и учрежденные ими организации, их представители при совершении обрядов и церемоний,
- избирательные комиссии, а также их члены с правом решающего голоса,
- иностранцы (за исключением случаев, установленных законом), иностранные юридические лица, лица без гражданства,
- представители средств массовой информации при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Важно отметить, что любым субъектам предвыборной агитации запрещено проявлять злоупотребления свободой массовой информации, а также проводить агитацию, направленную на возникновение социальной, расовой, национальной вражды. Кроме того, запрещена агитация, имеющая целью призывы к захвату власти и возникновению войны, изменению конституционного строя и целостности России насильственным путем. При установлении подобных обстоятельств, избирательные комиссии вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).
Законодательством РФ определено, что предвыборная агитация проводится любыми допускаемыми законом методами и формами, основными из которых являются: агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; агитация посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий), а также посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; агитация иными не запрещенными законом методами.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
- 1.1 Понятие и признаки агитации
- 1.2 Объект, субъекты и методы предвыборной агитации
- ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
- 2.1 Общие условия проведения предвыборной агитации
- 2.2 Характеристика форм предвыборной агитации
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ