ВВЕДЕНИЕ
Конституция РФ провозглашает, что свободные выборы являются высшим и непосредственным выражением власти народа в России. При этом, обязательным условием таких выборов выступают гарантии распространения информации, необходимой для осуществления осознанного волеизъявления и проведения выборов в соответствии с принципом гласности.
Одним из инструментов указанного информационного обеспечения выборов является агитация, способствующая осуществлению гражданами своих конституционных прав, таких как право избирать и быть избранными, право на свободу мысли и слова, право на свободу убеждений, свобода массовой информации и др.
Актуальность темы исследования. Правовое регулирование агитации в процессе избирательной компании получило свое развитие в 90-х годах ХХ века, в период становления законодательства России, в условиях нестабильности экономического, политического и социального положения страны, что обусловило его нестабильность и даже в некотором смысле противоречивость. Одной из первоочередных задач становится проблема совершенствования правового регулирования агитации, ее финансирования и используемых методов, что приобретает особую значимость в условиях провозглашения России правовым государством. Стоит отметить и значительную сложность агитационных отношений, множественность ее субъектов. Вышесказанное объясняет необходимость исследований в области агитации в избирательных компаниях.
Степень научной разработанности темы можно охарактеризовать значительным количеством трудов, посвященных как избирательному праву в целом, так и вопросам агитации в частности. Начало ХХ века в России связано с рассмотрением вопросов избирательных процессов в рамках государственного права, непосредственно проблемам которого посвящены работы В.В. Водовозова, В.М. Грибовского, В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, С.А. Корфа, Н.И. Лазаревского, Б.Н. Чичерина. С 80-х годов ХХ века, с началом проведения масштабных реформ в стране, интерес в избирательному праву возник с новой силой, ориентируясь на отдельную научную отрасль исследования - политологию. В этот период были заложены фундаментальные научные основы избирательного права, авторами которого, в частности, можно назвать С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.И. Ковлера, С.Д. Князева, М.И. Кукушкина, В.И. Лысенко, А.Е. Постникова. Позднее проблемы агитации рассматривались и в ряде специальных исследований по политологии и юриспруденции, среди авторов которых можно выделить С.В. Большакова, В.П. Журавлева, А.А. Малюкова, В.Д. Мостовщикова, Н.В. Хачатурова, В.Н. Фалькова.
Все вышесказанное определило цель работы - исследование агитации в процессе избирательной компании в РФ.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и принципы агитации в процессе избирательной компании;
- определить объекты и субъекты агитации;
- раскрыть методы и формы агитации в процессе избирательной компании;
- исследовать функции такой агитации;
- определить организационную структуру агитации в процессе избирательной компании.
При этом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере предвыборной агитации в процессе организации избирательной компании в России.
Предметом исследования являются сущность, формы и принципы агитации в процессе избирательной компании.
Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, другие федеральные законы и подзаконные акты.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как А.С. Автономова, С.В. Большакова, Н.С. Бондаря, Ю.А. Веденеева, С.Е. Зенкина, Ю.С. Казанчева, Д.А. Левчика, Л.А. Нудненко и других.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
- 1.1 Понятие и признаки агитации
- 1.2 Объект, субъекты и методы предвыборной агитации
- ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
- 2.1 Общие условия проведения предвыборной агитации
- 2.2 Характеристика форм предвыборной агитации
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ