11.2 Мировая политика на рубеже тысячелетий и глобальные проблемы человечества
Несмотря на создание в начале ХХ века объективных предпосылок мирного развития стран и народов (экономическое взаимопроникновение, политическое взаимодействие, понимание могущества вооружений и т.п.), завершивший тысячелетие век оказался самым кровавым в истории человечества: две мировые войны, гражданские войны и национально-освободительная борьба, локальные военные конфликты, в которых участвовали десятки стран и многие миллионы людей.
Первая мировая война - участвует 38 государств, отмобилизовано 74 млн. солдат и офицеров, погибло 10 млн., ранено и контужено 20 млн. человек.
Вторая мировая война - участвует 72 государства, под ружьем 110 млн. солдат и офицеров, общие потери 60 млн. человек. В локальных конфликтах времен «холодной войны» погибло более 20 млн. человек. Не прекращается гибель людей на различных маленьких фронтах и в настоящее время.
После Первой мировой войны создается Версальско-Вашингтонская система международных отношений, в центре которой - Лига Наций, ставящая целью согласовывать интересы стран-участниц в сфере безопасности. Основателями Лиги Наций были Англия, Франция, Италия, Япония, США. Но США не вошли в эту организацию т.к. из-за больших уступок президента Вуде Вильсона, сделанных Англии и Франции, конгресс США не ратифицировал Версальский мир, а Лига Наций так и не решила реальных международных проблем, которые возникли в 30-е годы: милитаризация Германии, Италии, Японии, их агрессии и развязывание второй мировой войны.
В ходе Второй мировой войны с 1943 г. по инициативе США, СССР, Англии начинается подготовка к созданию международной организации, которая взяла бы на себя задачу улаживания конфликтных ситуаций мирным путем, стояла бы на страже мира и не допускала новых мировых войн. Такая организация была учреждена осенью 1945г. - Организация Объединенных Наций (ООН). Учредители ее США, СССР, Англия, Франция, Украина, Белоруссия и др. – всего 50 государств мира. Но противоречия между странами - участницами антигитлеровской коалиции положили начало "холодной войне" и ООН не смогла, особенно в начальном периоде своей деятельности, в полной мере реализовать свои функции. Противостояние раскололо Европу, а ядерная угроза, гонка вооружений, военные конфликты и локальные войны при участии великих держав (прежде всего, США и СССР) на три десятилетия затянули реализацию тех целей, которые были провозглашены при учреждении ООН. И только Хельсинская конференция и соглашение, принятое на ней в 1975г. положили начало "потеплению" международных отношений, появлению ростков доверия в отношениях между странами, ограничению стратегических, а затем и тактических вооружений. С этого периода мировая политика приобретает новый вектор развития: расширение сотрудничества, согласование действий в международных отношениях, утверждение мира как основы существования земной цивилизации.
Коренные изменения в конце XX в. происходят в мировой политике и в международных отношениях. В начале 90-х г.г. завершилась "холодная война", оживилась и стала более целенаправленной и результативной деятельность ООН. На фоне распада военно-политического блока Организации Варшавского Договора меняется цель военно-политического блока НАТО: партнерство ради мира, сдерживание военных конфликтов (например, в Боснии и Герцоговине); в мире устанавливается господство ограниченной группы государств т.н. "Большой семерки", формируются партнерские отношения между бывшими противниками: США - РФ, США - Украина, Украина-ФРГ и т.д. Правда, стратегические цели США – утвердить свое мировое господство – не изменились. Главным заданием американской внешней политики в Евразии является недопущение появления государств, которые сомневаются в долгосрочных американских стратегических интересах и противостоят им. Таких государств всего два – Китай и Россия. По отношению к России реализуется стратегия вытеснения. По отношению к Китаю – стратегия нейтрализации.
Если для второй половины ХХ в. наиболее характерной чертой была интернационализация экономических и политических отношений на основе двополюсных систем – капиталистической и социалистической, а между ними – аморфные страны так называемого "третьего мира", то для последнего десятилетия прошедшего ХХ и начала ХХI столетия такой чертой является глобализация. Это новое политическое и экономическое явление, которое означает такую ступень интернационализации мировой хозяйственной жизни, на которой происходит существенный рост и либерализация трансграничных перемещений товаров, услуг и капитала, интенсивный обмен информацией и технологиями, своеобразное стирание границ, а мировая экономика постепенно приобретает общее основание. Её составляющими становятся транснациональное производство, глобальная финансовая система, единое информационное пространство. Изолированное существование какой-либо страны, её отстранённость от мировой экономики стало фактически невозможным, поскольку они обусловили бы автоматическое выпадение такой страны из инновационных процессов, без которых современное развитие нашей цивилизации невозможно.
В то же время невозможность изоляции и открытость страны вовсе не гарантирует ей высокоинтенсивного развития и достижения уровня ведущих стран мира. Наоборот, наблюдается четкая тенденция удержания стран, которые развиваются на том же уровне, в том же состоянии, что и сейчас. Более того, глобализация не дает возможности отстающим странам подняться до уровня развитых и с нарастающей активностью выталкивает их из состава мировых производителей. Это, в свою очередь, ведет к ещё большему их обнищанию. Так, развивающимся странам, в которых проживает почти 80 процентов населения планеты, принадлежит только 22 процента глобального богатства (по доходам). Если в 1960 г. разница в доходах между самой богатой и самой бедной частями населения Земли выражалась в соотношении 30:1, то в 1997 г. – уже 74:1. В конце минувшего столетия богатейшая группа стран производила 86 процентов мирового ВВП, а самая бедная – только 1 процент.1 Таким образом, глобализация не только не решила, а наоборот – усугубила проблемы "третьего мира" на пути его интеграции в систему мирохозяйственных связей.
Особенно угрожающим является то, что современная глобализация практически подчинена интересам США. Провозглашение ими ещё в 70-е годы "сферой жизненных интересов" практически всей планеты обусловило устойчивую тенденцию руководящей роли этой страны в установлении мирового порядка. Подтверждением этой тенденции является внешнеполитическая деятельность США в 2002 г. Как заявил ещё в 1991 г. 41-й президент США Джорж Буш, порядок по-американски – "это воистину чудесная идея", потому что "только Соединенные Штаты владеют необходимой моральной убежденностью и реальными средствами для поддержания Нового порядка". Его приемник У.Клинтон сделал уточнение: "Прогресс свободы сделал это столетие Американским. С Божьей помощью…мы сделаем ХХI век Новым Американским веком". И 43-й президент Дж. Буш-младший с первых шагов своего правления проводит именно такую политику.
Все это не могло не вызвать противодействия со стороны других стран мира, особенно тех, которые не входят в так называемый "золотой миллиард". Утверждение о том, что мощная волна глобализации со времени подгонит все лодки мировой экономики к "берегу счастья", вызывает все большее недоверие у "стран-лодочек", которым не по силам соревноваться со "странами-кораблями". Их судьба в этом соревновании – заделывать пробоины на выживание.
В этой ситуации чрезвычайно сложным является положение Украины. С одной стороны, мы не принадлежим к технологически-отсталым странам, а в некоторых направлениях мы свободно конкурируем (по качеству нашей продукции и технологиям, научным достижениям) с теми же "золотомиллиардными" странами. Это ракето- и авиастроение, производство танков, турбин для атомных электростанций, новейшие разработки в медицине и т.д. С другой стороны, отсутствие средств для продвижения наших товаров на мировой рынок для борьбы с конкурентами, инвестиционная, финансовая и энергетическая зависимость вытесняет нас из сферы глобализации. Поэтому мы должны добиваться формирования многополярной системы международных отношений. Чтобы результаты глобализации не отбросили нас на задворки цивилизации, а ее риски были минимальными, наша страна должна вместе со всеми экономическими партнерами настойчиво и целенаправленно искать точки объединения интересов, а на этой основе – эффективно противостоять давлению мировых монстров и активно "втискиваться" в мировые глобализационные процессы.
Современный период мировой политики характеризуется также возникновением целого ряда проблем, затрагивающих интересы и судьбы всего мирового сообщества, всего человечества.
Первая из них – проблемы сохранения мира и прекращения гонки вооружений, предотвращение термоядерной войны, сохранение мировой цивилизации.
Вторая – проблемы связанные с взаимоотношениями человека и общества: рост населения, обеспечение его питанием, медицинским обслуживанием, возможностью образования и т.п.
Третья – проблемы, связанные с взаимодействием человека и природы, энергетическая, сырьевая, продовольственная, охрана и воспроизводство окружающей среды.
Все они вместе и каждая в отдельности настоятельно требуют объединения усилий всего мирового сообщества, доброй воли и взаимопонимания государств – субъектов мировой политики, что позволит решить их в интересах каждой страны и всего человечества, а следовательно, и сохранить нашу цивилизацию.
Со второй половины XX в. одним из результатов развития науки стало выделение в отдельную отрасль знаний прогностики, футурологии – науки о будущем. В ней выделяют четыре основные направления:
техницистское - предметом прогнозирования здесь выступают тенденции НТР и ее социальные последствия;
экологическое - занимающееся прогностическим анализом взаимодействия общества и природы, включая исследование основных его параметров: народонаселения, природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, производства продуктов питания и т.п.;
социокультурное - объектами прогнозирования выступают тенденции развития экономической и социальной структуры, политической власти, образования и т.д.;
аксиологическое - ориентированное на прогнозирование проблем личности, человека и его ценностных ориентации, культуры и образа жизни.
Все эти направления безусловно имеют смысл особенно в современном мире, мире, в котором уже практически не осталось места для проб и ошибок ибо каждая глобальная ошибка и даже т.н. локальная (Чернобыль) может привести к очень серьезным последствиям.
Могущество находящихся в руках человека средств воздействия на природу и общество стало столь велико, что потребовало тщательного прогнозирования последствий предпринимаемых действий и соответственно их регулирования. Любые необдуманные, не спрогнозированные по последствиям эксперименты могут привести человечество на грань катастрофы. Стоит задача предотвращения ядерного конфликта, гонки вооружений, отравления окружающей среды, прекращения разрушения озонового слоя; разработки новых менее опасных и более чистых источников энергии и ряд других.
Обращение к будущему на рубеже тысячелетий играет все большую роль в мировой политике, направляет ее в русло сотрудничества различных политических и социально-экономических систем с тем, чтобы в будущем оригинальный вклад каждого народа способствовал выводу мировой цивилизации на более высокий уровень социального прогресса, в котором не было бы места войнам, голоду, нищете, угнетению, а был бы обеспечен мир, процветание народов, счастье каждому человеку.
- 1. Политология как наука
- 1.1 Политика в жизни человека
- 1.2 Политика – социальное явление
- 1.3 Предмет, метод и функции политологии
- 2. Политика в истории общественной мысли
- 2.1 Политическая мысль Древнего мира
- 2.2 Политические идеи Средневековья
- 2.3. Развитие политической мысли Нового времени
- 3. Развитие политической мысли в Украине *
- 3.1 Краткая история украинской политической мысли
- 3.2 Политологические концепции украинских учёных дореволюционного периода
- 3.3 Основные политические концепции межвоенного периода
- 3.4 Теоретические проблемы украинской политологии современности
- 4. Политическая система общества и политические режимы.
- 4.1 Политическая система общества, её структура и функции.
- 4.2 Политический режим. Основные типы политических режимов.
- 4.3 Переход от тоталитаризма к демократии.
- 5. Власть. Человек и власть
- 5.1 Понятие и виды власти
- 5.2 Средства (ресурсы), процесс и пути достижения власти
- 5.3 Личность и власть. Права человека
- 6. Государство и гражданское общество
- 6.1 Сущность и содержание государства
- 6.2 Правовое государство
- 6.3 Концепция гражданского общества
- 7. Политические партии. Политические движения. Политическое лидерство
- 7.1 Политическая партия, её сущность и роль в обществе. Однопартийность и многопартийность
- 7.2 Общественно-политические движения
- 7.3 Политическое лидерство и его типология
- 8. Политическое сознание и политическая культура. Политика и мораль
- 8.1 Политическое сознание: сущность, структура, функции
- 8.2 Политическая культура и ее роль в политической жизни общества
- Политика и мораль как система
- 9. Здравоохранение – структурная составляющая социальной политики государства
- 9.1 Становление государственной политики в области охраны здоровья и медицины
- 9.2 Государственная социальная политика и здравоохранение в современном мире
- 9.3 Государственная политика Украины в области охраны здоровья
- 10. Украина в мировом сообществе
- 10.1 Внешняя политика и ее роль в жизни общества
- 10.2 Украина в мировом сообществе. Внешняя политика Украины на пороге XXI века
- 10.3 Украина и снг
- 11. Мировая политика. Современные мировые политические процессы
- 11.1 Мировая политика и мировой политический процесс
- 11.2 Мировая политика на рубеже тысячелетий и глобальные проблемы человечества
- Рекомендуемая литература