2. Политическая мысль об участии
Первые формы и процедуры вовлеченности людей в обсуждение и решение дел общностей возникли в условиях первобытной (родовой) и военной демократии. Качественно новым этапом в развитии теории и практики демократии и политического участия стала древнегреческая цивилизация. Греческие мыслители первыми начинают использовать термин "участие". Правда в рамках древнегреческого мышления политическое участие рассматривалось не с точки зрения интересов личности, а как область вторичного, подчиненного интересам полиса. По мнению Платона, к участию в делах государства нельзя допускать чернь. Платон, Аристотель, Полибий и другие авторы предостерегали против крайней демократии на грани анархии.
Платон, с одной стороны, считает необходимым в определенной степени вовлекать всех граждан в дела государства, с другой же стороны, думает о том, как обеспечить в государстве иерархическое преобладание "философов", обладающих подлинной добродетелью и мудростью. У Аристотеля "участие" явилось одной из центральных категорий политической науки. Глубина и идейное богатство древнегреческой мысли начали актуализироваться и осознаваться лишь спустя более чем две тысячи лет, с возрождением демократии нового типа.
В эпоху Возрождения были сформулированы идеи свободы, равенства и деятельной роли всего населения в политико-государственных структурах. Мыслители периода буржуазных революций, подобно Ш. Монтескье, чаще всего признавали опасность полного отстранения народа от государственных дел, но с другой стороны, высказывали мысль, что непосредственное и широкое участие народа в правлении может привести негативным последствиям. Ж.-Ж. Руссо различал "народ в сущности", являющийся носителем политического разума и "народ в явлении", как главного хранителя политических предрассудков, как слепую толпу, которая сама не знает чего хочет. Поэтому Руссо вводит в противоречие со своей же моделью прямого народовластия фигуру "законодателя" - вождя, воспитателя и наставника народных масс.
Т. Джефферсон, развивая республикански-демократическую идею, "искусственной аристократии" противопоставляет "аристократию естественную", т.е. круг людей по уму и способностям достойных быть во власти. В условиях капиталистического государства собственность становится лучшим мерилом политической способности гражданина. Вплоть до начала XX в. повсеместно (за исключением Новой Зеландии) наряду с неимущими от выборов были полностью отстранены дети и женщины, как неспособные к участию в политике. Критики современной демократии западного образца зачастую указывают на то обстоятельство, что, при ней "гражданами являются все" (преступники, наркоманы, люмпены), тем самым совершенно не соблюдается цензовый принцип, и демократия, по сути дела, выступает как охлократия, т.е. власть толпы.
- Лекция 1: предмет и метод политологии
- 1. Предмет политологии
- Лекция 2: история политических учений
- 1. Политическая мысль античности
- 2. Политическая мысль средних веков
- 2. Политическая мысль средних веков
- 3. Политическая мысль эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового времени
- 5. Политическая мысль XIX-XX веков
- Лекция 3: политика как общественное явление
- 1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:
- 4. Политика и другие сферы общественной жизни
- 5. Политика и экономика
- Лекция 4: политическая власть
- 5. Легитимность власти
- Лекция 5: политическая система общества
- 2. Структура политической системы
- 3. Функции политической системы
- Лекция 6: недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм
- 2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты
- 3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов
- Лекция 7: демократический политический режим
- 2. Основные формы демократии
- 3. Теоретические модели демократии
- Лекция 8: государство как субъект политики
- 3. Функции государства
- 4. Структура и формы государства
- 6. Государство и гражданское общество
- Лекция 9: политические партии. Партийные системы. Общественно-политические движения
- 2. Типы партий
- 3. Партийные системы
- 4. Развитие многопартийности в России
- 5. Общественно-политические движения
- Лекция10: политическая элита
- 3. Каналы и способы рекрутирования политической элиты
- 4. Политическая элита России
- Лекция 11: политическое лидерство
- 3. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России
- Лекция 11: политическое лидерство
- 3. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России
- Лекция 12: избирательные системы
- 3. Типы избирательных систем
- Лекция 13: политическая культура общества
- 2. Типы политических культур
- Лекция 14: политическое участие
- 2. Политическая мысль об участии
- 3. Политическое участие граждан России
- 4. Демократия и участие граждан
- Лекция 15: политические конфликты
- 2. Типология политических конфликтов
- 3. Условия возникновения и стадии развития политических конфликтов
- Лекция 16: процессы демократизации современных обществ
- 2. Необходимые предпосылки утверждения демократии. Этапы демократического процесса