5.3 Личность и власть. Права человека
Первичным субъектом политики является человек (индивид). Еще Протагор отмечал, что "человек есть мера вещей". Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности определились три подхода к этой проблеме в учениях Конфуция, Платона и Аристотеля.
Патерналистская концепция государства Конфуция трактовала государство как единую семью, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу, а простой человек должен безропотно подчиняться монарху, аристократам и чиновникам, призванным заботиться о благе народа. Здесь человек – простой исполнитель монаршей воли, он не субъект политики, а только политически бессознательный ее участник.
В учении Платона разработана тоталитарная трактовка личности, согласно которой государство призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнь человека, следить за правильностью его мыслей и верований, а сам человек выступает лишь объектом власти.
Аристотель хотя и считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе, выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином и не отделяет личность от государства. Вместе с тем, он против тотальной унификации всех граждан, отстаивает определенную автономию индивида и семьи. То есть можно сказать что Аристотель заложил основы либерального подхода к проблеме человек и власть.
Признание тоталитарности, неограниченности государственной власти по отношению к индивиду, подданными было характерно не только для древних демократий, но в еще большей мере для монархических и других авторитарных политических режимов.
Впервые в истории политической мысли с идеей свободы человека, приоритетности прав личности выступил либерализм. Сторонники этого направления были категорическими противниками политической беззащитности человека, провозглашали политическое равенство всех граждан, наделяли личность фундаментальными, незыблемыми правами, утверждали ее в качестве главного элемента политической системы, ограничивали сферу действий и полномочий государства по отношению к личности.
Индивид в либерализме выступает источником власти, а государство подконтрольно и подотчетно народу. Оно должно выполнять те функции, которыми наделил его народ: обеспечение безопасности и свободы граждан, охрана их священных прав, поддержание общественного порядка и социального мира. Главной сферой самореализации личности выступает гражданское общество.
Скорректированные и обогащенные другими теориями и идеями либеральные взгляды на взаимоотношение человека и власти принадлежат к основополагающим ценностям современной политической культуры Запада. Жизнь подтвердила, что пренебрежение такими принципами политического устройства, как свобода личности, приоритет прав человека над правами государства, разделение властей, законность, уважение частной собственности и т.п. влечет за собой гипертрофированные деформации власти, и, в первую очередь, рост ее аппарата, чрезмерную идеологизацию и политизацию общества и другие извращения, которые превращают человека в безропотное существо, винтик в огромной государственной машине. Это особенно наглядно было видно в СССР периода тоталитаризма.
Человек как личность есть продукт прежде всего социальной составляющей. Ибо человек-личность развивается и может развиваться только в обществе, в его конкретно-исторических условиях, а следовательно, не может не испытывать влияния этих условий, не выражать их в своих взглядах и действиях.
Таким образом, личность – это человек, воплощающий в себе конкретно-исторические общественные отношения, активно участвующий в них, оказывающий на них воздействие в меру своих сил, способностей и в зависимости от положения, которое он занимает в обществе.
Личность есть первичный субъект политики и ее мера. Движущим началом политической активности наций, классов, политических партий и движений есть именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.
Одной из разновидностей личности является политическая личность, в основе деятельности которой лежит необходимость удовлетворения политических потребностей: участие в формировании и усовершенствовании политических структур, политической системы общества, в деятельности политических партий, различных общественных формирований и т.п.
Различают два основных типа политического поведения личности: политическое участие и политическая иммобильность. Политическая иммобильность – это выключение человека из политической жизни, отчуждение его от политической власти. Это выражается в политической апатии, безразличии к политическим событиям, акциям, т.е. пассивном отношении к политическим процессам. В решающей степени политическая иммобильность обусловливается неудовлетворенностью социально-экономическим положением в стране, безответственностью властей за проводимую в стране политику, игнорированием властью интересов народа, односторонней или ложной информированностью людей о политических процессах.
Участие личности в реализации властных отношений или активное противодействие их осуществлению и есть политическое участие.
Основными его формами являются:
массовое участие в политической жизни: чтение политической печати, ознакомление с политическими передачами радио, телевидения, обращение к государственным органам, в редакции газет, на радио, телевидение с инициативными предложениями, критикой органов власти и т.п.;
участие в деятельности, направленной в поддержку существующей политической власти или против нее, участие в деятельности политических партий и др.;
производство и распространение политической информации;
участие в митингах, демонстрациях и других политических акциях;
исполнение политических функций в политико-властных структурах, в органах государственной власти.
Одной из важнейших проблем политологии и политической практики в отношениях личность-государство есть проблема прав человека.
Зародившись еще в античности как идеал равенства всех людей от рождения и естественности прав человека на жизнь, собственность, проблема прав человека на неприкосновенность личности, равенство перед законом развивалась в средние века, углублялась в период Просвещения, а с последней четверти ХVIIIвека закрепляется в государственных документах: США – 1776 г. – Вирджинская Декларация независимости, 1796 г. – Билль о правах в Конституции; Франция – 1789 г. – Декларация прав человека и гражданина. В настоящее время права человека сведены в Международном билле. Первым, определяющим разделом этого документа является Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Кроме этого, в него входят Международные пакты о гражданских и политических правах, а также факультативный протокол к последнему, которые приняты в 1966 г., а вступили силу в 1976 г. В развитие Международного билля о правах человека ООН приняты и другие документы, в том числе Декларация прав ребенка (1959 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации (1981 г.), Конвенция против пыток... (1984 г.) и другие. Процесс дальнейшего развития концепции прав человека продолжается и сейчас.
В Декларации (1948 г.), содержащей 30 статей, подчеркивается, что "все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах" (ст.1); "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными… Декларацией, без какого бы то ни было различия" (ст.2). Здесь определены гражданские права и политические свободы человека, в т.ч. право "на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность" (ст.3), "на свободу мысли, совести и религии…"(ст.18), "на свободу убеждений и на свободное выражение их…"(ст.19). В последующих статьях провозглашаются политические права человека на участие в управлении страной, в свободном выражении воли на выборах; право на социальное обеспечение и труд, на отдых и досуг, на необходимый жизненный уровень и социальное обслуживание. Украина признала эту Декларацию, а права и свободы, провозглашенные в ней, закреплены в Конституции нашей страны.
Провозглашая Декларацию, принимая другие документы, касающиеся прав человека, Генеральная ассамблея определила задачи, к выполнению которых должны стремиться все народы и все государства в деле становления человека как личности. В настоящее время большинство стран мира признали Декларацию и дополнения к ней, основные положения ее включили в свои конституции. Практическая же реализация всего комплекса прав человека – всеобъемлющая проблема, степень решения которой непосредственно характеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм как отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации. Сегодня соблюдение и все более богатое конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием внутренней и международной политики, ее человеческого измерения. Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, расовых и других различий – путь к космической разумности и нравственности человека.
- 1. Политология как наука
- 1.1 Политика в жизни человека
- 1.2 Политика – социальное явление
- 1.3 Предмет, метод и функции политологии
- 2. Политика в истории общественной мысли
- 2.1 Политическая мысль Древнего мира
- 2.2 Политические идеи Средневековья
- 2.3. Развитие политической мысли Нового времени
- 3. Развитие политической мысли в Украине *
- 3.1 Краткая история украинской политической мысли
- 3.2 Политологические концепции украинских учёных дореволюционного периода
- 3.3 Основные политические концепции межвоенного периода
- 3.4 Теоретические проблемы украинской политологии современности
- 4. Политическая система общества и политические режимы.
- 4.1 Политическая система общества, её структура и функции.
- 4.2 Политический режим. Основные типы политических режимов.
- 4.3 Переход от тоталитаризма к демократии.
- 5. Власть. Человек и власть
- 5.1 Понятие и виды власти
- 5.2 Средства (ресурсы), процесс и пути достижения власти
- 5.3 Личность и власть. Права человека
- 6. Государство и гражданское общество
- 6.1 Сущность и содержание государства
- 6.2 Правовое государство
- 6.3 Концепция гражданского общества
- 7. Политические партии. Политические движения. Политическое лидерство
- 7.1 Политическая партия, её сущность и роль в обществе. Однопартийность и многопартийность
- 7.2 Общественно-политические движения
- 7.3 Политическое лидерство и его типология
- 8. Политическое сознание и политическая культура. Политика и мораль
- 8.1 Политическое сознание: сущность, структура, функции
- 8.2 Политическая культура и ее роль в политической жизни общества
- Политика и мораль как система
- 9. Здравоохранение – структурная составляющая социальной политики государства
- 9.1 Становление государственной политики в области охраны здоровья и медицины
- 9.2 Государственная социальная политика и здравоохранение в современном мире
- 9.3 Государственная политика Украины в области охраны здоровья
- 10. Украина в мировом сообществе
- 10.1 Внешняя политика и ее роль в жизни общества
- 10.2 Украина в мировом сообществе. Внешняя политика Украины на пороге XXI века
- 10.3 Украина и снг
- 11. Мировая политика. Современные мировые политические процессы
- 11.1 Мировая политика и мировой политический процесс
- 11.2 Мировая политика на рубеже тысячелетий и глобальные проблемы человечества
- Рекомендуемая литература