33. Правительство Российской Федерации.
Институт исполнительной власти в контексте конституционного принципа разделения властей характеризуется наибольшим объемом предметов ведения. Это самая действенная и эффективная структура власти, ее характерной особенностью является наличие силовых элементов – армии, полиции, служб безопасности и т.д., деятельность которых определяется законом. Исполнительная власть осуществляется правительством, являющимся коллегиальным органом, возглавляемым президентом, премьером, председателем, канцлером в зависимости от формы правления. Реальная роль правительства определяется взаимоотношением с другими ветвями власти, с главой государства, с политическими партиями, представленными в парламенте.
Люди, занятые в структуре правительства, обладая определенным набором полномочий, действуют не как частные лица, а как официальные представители власти, чиновники, уполномоченные от имени государства. Эти полномочия закреплены за должностью, а не за конкретным человеком. В демократическом государстве эти права уравновешиваются соответствующим кругом обязанностей, следовательно, ответственностью за эффективной реализацией возможностей, заложенных в полномочиях высших должностных лиц – президента, премьера, министров и т.д.
В качестве основных функций правительства следует выделить исполнение законов, принятых парламентом, и реализация распорядительной функции в виде управления с использованием таких средств, как издание подзаконных актов и налаживание организаторской работы. Исполнительная власть может быть монократической, когда она сосредоточена в одном лице, являющимся как главой государства, так и главой правительства, и дуалистической, когда независимо от главы государства (монарха, президента), который не несет ответственности перед законодательным органом власти, действует правительство, возглавляемое премьер-министром и подотчетное парламенту.
Для демократического развития общества принципиально важным является налаживание контроля за деятельностью правительства, как государственного института, способного в большей степени узурпировать власть. Для этого существуют различные механизмы в зависимости от формы правления и национальных особенностей страны: принятие бюджета парламентом и контроль за расходованием финансов представительным органом власти, объявление вотума недоверия парламентом, общественный контроль за деятельностью силовых структур и другие.
Однако, для проведения эффективной государственной политики, необходима согласованная деятельность парламента и правительства. С этой целью законодательная власть корректирует и поддерживает все усилия исполнительной власти по реализации стоящих перед обществом задач, посредством принимаемых законов обеспечивает легитимацию внутренней и внешней политики, проводимую правительством.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, руководителей федеральных служб и агентств.
Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории. Среди полномочий Правительства Российской Федерации можно выделить следующие:
- разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
- обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществление управления федеральной собственностью;
- осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
- осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.
В России федеральное Правительство несет политическую ответственность перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. В России недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства. Вместо ухода в отставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить новые парламентские выборы.
В целях повышения эффективности осуществлена реорганизация деятельности российского правительственного аппарата. Изменена структура правительства, которая стала трехуровневой. Министерства призваны вырабатывать государственную политику в конкретных областях; Федеральные службы - проводить в жизнь политику министерств и контролировать результаты; Федеральные агентства призваны оказывать государственные услуги. Предполагается, что такая структура повысит личную ответственность руководителей различных подразделений за конечный результат и приведет к совершенствованию деятельности исполнительного органа власти, что позитивно скажется на проведении государственной политики.
Российский мыслитель Р.И.Сементковский писал: «…если верно, что всякий народ имеет правительство, какого он заслуживает, то не менее верно, что и всякий общественный класс пользуется тем влиянием в государстве, какого он заслуживает, или, обобщая эту мысль, мы скажем, что политические формы данной страны тем меньше вызывают нареканий, чем полнее граждане умеют удовлетворять непосредственным требованиям жизни, чем полнее они исполняют свой общественный долг. Во всяком случае только это условие придает политической форме определенное содержание, а вместе с тем и устойчивость».
- 63,,1. Понятие политического процесса.
- 2. Особенности политического процесса в России.
- 3. Субъекты политического процесса в России.
- 4. Роль политической власти в России.
- 5. Кризисы легитимности власти в России и способы их урегулирования.
- 6. Этапы становления современного российского государства.
- 8. Реформа политической власти 2000 года.
- 9. Реформа политической власти 2004 года.
- 10. Отличительные особенности современной российской политической системы.
- 11. Демократические тенденции в политическом режиме современной России.
- 12. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России.
- 13. Политические кризисы в современной России.
- 14. Политический режим современной России: режим в.Путина.
- 15. Политические конфликты в современной России и способы их урегулирования.
- 16. Особенности российского политического менталитета.
- 17. Реализация прав и свобод в России.
- 18. Тенденции в политическом лидерстве современной России.
- 19. Динамика социальной стратификации в России и ее влияние на политический процесс.
- 20. Социальное государство в России: опыт становления.
- 21. Практика становления правового государства в современной России.
- 22. Легитимность политической власти в современной России.
- 23. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
- 24. Геополитическое положение современной России.
- 25. Особенности российского федерализма.
- 26. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в России: сдержки и противовесы.
- 27. Форма территориального устройства России.
- 28. Форма правления российского государства.
- 29. Возникновение и деятельность института президентства в России.
- 30. Группы интересов как субъекты российской политики.
- 31. Федеральное Собрание Российской Федерации.
- 32. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
- 33. Правительство Российской Федерации.
- 34. Местное самоуправление в современной России.
- 35. Судебная власть в Российской Федерации.
- 36. Лоббизм в современной России.
- 37. Революция как вид политического процесса: специфические особенности российских революций.
- 38. Система мер борьбы с терроризмом в современной России.
- 39. Современная экономическая политика России.
- 40. Условия становления гражданского общества в современной России.
- 41. Формирование федеральной элиты.
- 42. Особенности взаимодействия гражданского общества с государством в современной России.
- 43. Региональная политическая элита России.
- 44. Политическая культура современной России.
- 46. Этнополитическая ситуация в современной России.
- 47. Функционирование партийной системы России.
- 48. Приоритеты внешней политики современной России.
- 49. Популизм в современной России.
- 50. Политические партии в современной России.
- 51. Обеспечение национальной безопасности РоссийскойФедерации.
- 52. Межэтнические конфликты и пути их разрешения в современной России.
- 53. Модели российской модернизации.
- 54. Особенности современной российской политической модернизации
- 55. Российская модель демократизации.
- 56. Мажоритарная избирательная система и практика ее использования в России.
- 57. Особенности демократического процесса в России.
- 58. Пропорциональная избирательная система и практика ее использования в России.
- 59. Основные тенденции развития политического сознания в современной России.
- 60. Военная доктрина Российской Федерации.