2. Возникновение и становление идеологии социал-реформизма
В конце Х1Х века в социал-демократии наметилась тенденция к отходу от ряда положений ортодоксального марксизма из-за их нежизненности и абстрактности. Теоретические основы реформизма были заложены в работе Э.Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Он был первым, кто пришел к реформаторским взглядам, считая себя марксистом.
В отличие от К.Маркса и Ф.Энгельса, которые анализировали процессы разрушения буржуазного общества и созревания предпосылок революций, Э.Бернштейн (1850 – 1932) обратил внимание на новые тенденции в развитии капитализма - рост производства и качества рабочей силы; появление у работников потребности в большей свободе и самостоятельности; повышение уровня жизни пролетариата и его интеграцию в буржуазное общество; рост удельного веса средних слоев. Исходя из этих тенденций, он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию классического марксизма.
Э.Бернштейн подверг критике вывод К.Маркса об относительном и абсолютном обнищании пролетариата как следствии обострения противоречия между развитием производительных сил и устареванием производственных отношений. Он считал, что в марксовой теории прибавочной стоимости абсолютизируется значение производственной сферы в ущерб распределительным отношениям, а в создании прибавочной стоимости преувеличивается значение живого труда по сравнению с трудом накопленным. По мнению Э.Бернштейна, в условиях роста общественного богатства и благосостояния распределительные отношения превалируют над производственными.
Э.Бернштейн выразил несогласие с тезисом К.Маркса о растущей концентрации производства как определяющей тенденции в экономике. Он отмечал, что степень концентрации производства в различных отраслях неодинакова, а в условиях рынка все формы предприятий жизнеспособны, поскольку существует потребность в различных видах хозяйствования. Многообразие форм собственности и видов экономической деятельности обусловливают чрезвычайно высокую степень социальной дифференцированности буржуазного общества, возникновение новых социальных групп и многочисленного среднего класса как основы стабильности.
Следовательно, по мнению Э.Бернштейна, интегрированное буржуазное общество может быть преобразовано в социалистическое эволюционным путем, на основе демократии, солидарности и самоопределения, без революций и вооруженной борьбы, лишь нарушающих процесс естественного развития. В вопросе о собственности он исходил из необходимости обобществления лишь крупных предприятий при сохранении мелких и средних в частных руках, распространения акций как средства совладения собственностью для широких слоев населения.
Э.Бернштейн выступил против некоей целостной модели социализма, обрисованной К.Марксом в «Критике Готской программы». Социализм представлялся ему как идеал справедливого общественного устройства и как процесс постоянного роста благосостояния и свободы индивидов, связанный с ограничением эксплуатации наемных работников, расширением контроля общества над производством и государством. Этот процесс будет продолжаться бесконечно в соответствии с формулой «движение – это все, конечная цель – ничто».
Исходной формой социалистических общественных отношений Э.Бернштейн считал кооперацию. Классовая борьба при капитализме им не отрицалась, однако предполагалось, что по мере распространения демократии она приобретет исключительно мирные формы. Взаимоотношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми, согласно Э.Бернштейну, должны формироваться на основе компромиссов. Приход рабочего класса к власти мыслился по мере роста его численности в капиталистическом обществе.
Такое понимание социализма означало отказ от выводов классического марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революции как способе устранения господства буржуазии, о пролетариате как авангарде общественных преобразований и о диктатуре пролетариата как новой форме власти трудящихся. Вместо них были выдвинуты положения о реформе как единственно возможном и целесообразном способе преобразования западного общества и демократии как основе социального переустройства.
Взгляды Э.Бернштейна встретили неприятие со стороны главных теоретиков 11 Интернационала К.Каутского и Г.В.Плеханова, но особенно резкой критике их подвергла Роза Люксембург. В брошюре «Реформа или революция» она утверждала, что выводы Э.Бернштейна о перспективах развития капитализма основываются на отдельных фактах. На самом же деле новые явления в мировой экономике подготавливают условия для еще более масштабных и разрушительных кризисов капитализма и в конечном счете его краха. Реформистскую деятельность социал-демократов Р.Люксембург оценивала негативно, полагая, что такая деятельность воспитывает у рабочих корпоративные настроения и не является социалистической.
Многие десятилетия теоретическая деятельность Э.Бернштейна расценивалась как «ревизионистская», и его «реабилизация» состоялась только в Годесбергской программе, принятой германскими социал-демократами в 1959 г. Именно в этой программе они признали реалии рыночной экономики и отказались от понимания социализма как некоей модели, основывающейся на обобществлении средств производства.
В основу позднейших разработок социал-демократии легли также идеи К.Каутского после его разрыва с марксизмом. Для него характерно отрицание возможности революционных перемен в странах западной Европы, предпочтение парламентской демократии, акцентирование роли массовых выступлений трудящихся.
В 20-х годах К.Каутский солидаризировался с разработанной видным деятелем германской социал-демократии Р.Гильфердингом теорией «организованного капитализма», мирно врастающего в социализм. Согласно этой теории, в результате преодоления анархии производства смягчаются экономические кризисы, становится более устойчивым положение наемных работников. Переход частной собственности под контроль рабочего класса и профсоюзов, управление ею методами «хозяйственной демократии» (т.е. с участием трудящихся в управлении производством) ликвидируют саму основу для революций и приведут к трансформации капиталистического общества в «демократический социализм». Политической формой перехода к социализму явится коалиция рабочих и буржуазных партий.
В опубликованной в 1930 г. работе «Большевизм в тупике» К.Каутский критиковал теоретическую деятельность В.И.Ленина за упрощенческий и облегченный подход к стоявшим перед страной грандиозным проблемам. Анализируя процессы, происходившие в СССР, он высказал суждения и оценки, которые предваряли сформулированные впоследствии политической наукой отличительные признаки тоталитарных режимов. Он был одним из первых теоретиков, обнаруживших сходство между большевизмом и фашизмом, и предрекал провал большевистского эксперимента.
После краха 11 Интернационала в годы Первой мировой войны произошло размежевание двух потоков международного социалистического движения – коммунистов и социал-демократов. Первые взяли курс на революционный переход к социализму, вторые – на эволюционное преобразование общества.
Большинство лидеров социал-демократических партий выступило с критикой идеи мировой социалистической революции и политики большевиков. В связи с этим В.И.Ленин назвал их «прямыми классовыми врагами пролетариата»1 .
С замедлением революционного процесса коммунисты назвали социал-демократию «главной опорой капитализма в промышленно развитых… странах»2 и выступили за ее полное изгнание из рабочего движения.
Под давлением И.В.Сталина десятый Пленум Коминтерна в июне 1929 г. назвал все социал-демократические партии «социал-фашизмом» и объявил их главным врагом коммунистических партий. Лидеры социал-демократии не оставались в долгу и нередко заявляли о тождестве фашизма и большевизма, призывали к либерализации СССР.
Определенный пересмотр отношения к социал-демократии произошел в 1935 г. на У11 Конгрессе Коминтерна, взявшего курс на создание единого антифашистского фронта. Однако после осуждения социал-демократией советско-германского пакта 23 августа 1939 г. Коминтерн вновь потребовал решительной борьбы против социал-демократии.
Отношения между коммунистами и социал-демократами носили достаточно конфликтный характер вплоть до ХХУ11 съезда КПСС, взявшего курс на перестройку.
Социал-демократы задолго до коммунистических партий осознали, что капитализм обладает большими ресурсами выживания и приспособляемости, способен удовлетворить широкий круг потребностей людей, причем не только первичных, но и потребностей более высокого порядка. Они давно призывали коммунистов отказаться от иллюзий о загнивании и скорой гибели капитализма, о замене его социализмом советского образца.
Социал-демократия фиксировала следующие изменения при капитализме: расширение регулирующей функции государства во всех сферах общественной жизни, особенно в экономике; возрастание роли наемных работников в управлении производством; развитие процессов обобществления и социализации в основных сферах общественной жизни; существенный подъем жизненного уровня населения.
- Мировые политические идеологии
- 1.Природа и предназначение политической идеологии
- 1.Сущность и основные модели формирования политической идеологии
- 2. Функции политической идеологии
- 3.Идеологический дискурс
- 11.Либерализм и неолиберализм
- 1.Классический либерализм
- 2. Специфика неолиберализма
- 111.Либерализм в россии
- 1.Эволюция русского либерализма
- 2. Современный либерализм
- 1У. Идеология консерватизма
- 1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения
- 2.Традиционалистское течение
- 2.Либертаристское течение
- 4.Неоконсерватизм
- 1. Генезис русского консерватизма в дореволюционный период
- 2. Консерватизм русской эмиграции
- 2.Современный русский консерватизм
- 1. Теоретические источники марксизма
- 2. Формационная схема исторического прогресса
- 4. Противоречия марксизма
- 5. Ленинизм и большевизм
- 6.Неомарксизм и еврокоммунизм
- 7.Место марксизма в истории общественной мысли.
- 1.Теоретические предпосылки социал-демократической доктрины
- 2. Возникновение и становление идеологии социал-реформизма
- 3.Идейно-политическая концепция «демократического социализма» и ее эволюция
- 4. Система «социального государства»
- Заключение
- 2. Функции политической идеологии
- 3.Идеологический дискурс
- 11.Либерализм и неолиберализм
- 1.Классический либерализм
- 2. Специфика неолиберализма
- 111.Либерализм в россии
- 1.Эволюция русского либерализма
- 2. Современный либерализм
- 1У. Идеология консерватизма
- 1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения
- 2.Традиционалистское течение
- 2.Либертаристское течение
- 4.Неоконсерватизм
- 1. Генезис русского консерватизма в дореволюционный период
- 2. Консерватизм русской эмиграции
- 2.Современный русский консерватизм
- 1. Теоретические источники марксизма
- 2. Формационная схема исторического прогресса
- 4. Противоречия марксизма
- 5. Ленинизм и большевизм
- 6.Неомарксизм и еврокоммунизм
- 7.Место марксизма в истории общественной мысли.
- 1.Теоретические предпосылки социал-демократической доктрины
- 2. Возникновение и становление идеологии социал-реформизма
- 3.Идейно-политическая концепция «демократического социализма» и ее эволюция
- 4. Система «социального государства»
- Заключение