2.2 Политические идеи Средневековья
Политическая мысль Средневековья не характеризуется особой интенсивностью развития. Это обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, это слабость светской власти в силу слабости самих государств, образовавшихся на развалах древних империй. Отсюда возникает другое обстоятельство – сила религии, которая стояла над государственностью, была регионально-интернациональной и утверждала свое господство в различных государствах. Такими основными религиями были христианство, ислам, буддизм. По мере укрепления новых государств, усиления светской власти и феодализма возникала необходимость теоретического обоснования и юридического закрепления этой власти и тех отношений, которые она утверждала. Поэтому главной политической проблемой средневековья становится проблема соотношения церковной и светской власти, церкви и государства.
Спад в развитии политической мысли повлек за собой перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, поэтому значительная часть его находилась под господствующим влиянием догматического религиозного мышления.
Тем не менее, даже в этот период (2-я половина Iв. н.э. – начало XVII в.) политическая мысль развивается: изучаются и формулируются принципы власти, государственного устройства, роли социальных групп и классов и др.
В период раннего Средневековья политическая мысль развивалась главным образом на Востоке в виде различных религиозных направлений: ислам и две его ветви (суннитская и шиитская), исмаилизм и его ветви (карматская и хариджитская). Наиболее известными именами этого времени и этого региона были, проповедник Мани (216-277), разработавший учение о борьбе Добра и Зла, Света и Тьмы; философ Аль-Фараби (870-950), попытавшийся изложить проект идеального города-государства, противоречащий требованиям Корана и установкам Аллаха; Абу Али Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037), который также работал над проектом разумного (идеального) общества и государства, разработал социальную структуру общества: правители, работники, воины и указал принципы взаимоотношений между ними, построенные на началах иерархии; Низами Гянджеви (1141-1209), который разоблачал жестокость и насилие правителей, гнет и притеснение народа и др.
Для европейской политической мысли Средневековья характерен поиск решения проблем политики и власти на основе двух субъектов власти: духовной (церковь) и светской (государство). И если Аврелий Августин (354-430) отстаивал приоритет церкви над государством: "государство, не подчиненное церкви, ничем не отличается от шайки разбойников", то другой идеолог католицизма монах Фома Аквинский (1236-1274), не отрицая высшей иерархии "небесной истины", отстаивает непререкаемость феодальных законов, недопустимость их нарушения, т.к. они вытекают из воли и разума бога. Светская (феодальная) власть освящена, по его мнению, богом, а поэтому она приоритетна.
С развитием экономического потенциала государств, возникновением третьего сословия – бюргерства – завоевывает признание юридическое конструирование государства, а в политической сфере появляются представительные органы: кортесы (Арагон, Кастилия), парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), которые существенно регламентируют (ограничивают) прерогативы монархов. Английский правовед Фортескью объясняет: "Помимо власти короля над народом должна существовать власть над королем". Появление городов-республик (Венеция, Генуя, Флоренция, Гамбург и др.) утвердило представительную власть как средство выражения интересов различных социальных групп. Марсилий Падуанский (ок.1280-1343) в трактате "Защитник мира" выдвигает идею общественного договора в происхождении государства и обосновывает идею народного суверенитета в формировании власти, согласно которой верховным законодателем и единственным источником власти в государстве является народ-суверен. Он первый разграничивает законодательную власть и исполнительную, решительно выступает против господства церкви над государством, отрицает правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии. В 1327 г. за свои взгляды отлучен от церкви.
Значительное развитие политическая мысль получает в эпоху Возрождения. В этот период на смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит система, в центре которой стоит человек с его потребностями и стремлениями. Новые идеи этой эпохи генерируют мыслители, деятельность которых обеспечивала удовлетворение заказа на новые социальные и политические идеи. На основе знаний и учений древних греков и римлян, вавилонян, китайцев и индусов передовые мыслители возрождают суждения о государстве как общем деле народов, месте и роли человека в обществе и государстве. Возрождение и развитие новых идей проходит в ожесточенной борьбе взглядов, партий, объединений. И все же главной заслугой мыслителей этой эпохи есть расчистка общественно-политической мысли от теократических теорий государства и права, схоластики, подготовка почвы политико-правового мировоззрения.
Наиболее видным представителем этого периода является итальянский философ, политик Никколо Макиавелли (1468-1527).
В основных своих политических трудах "Государь", "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия", "История Флоренции" Макиавелли высказал целый ряд принципиально новых взглядов на политику, государство и осуществление власти. Политические взгляды Макиавелли основывались, в первую очередь, на реалиях политической действительности того периода и сводились к следующим положениям:
власть не божественный институт, а результат действия реальных земных сил;
власть не может и не должна подчиняться принципам христианской морали, а руководствоваться своими, среди которых возможны жестокость и обман, демагогия и вероломство, хитрость и клевета. "Цель оправдывает средства" – именно это положение стало основой макиавеллизма;
политика – автономная сфера человеческой деятельности, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие "учитывать свои возможности", чтобы предвидеть заранее ход событий и принять необходимые меры;
главный стимул поведения человека – интерес, который порождает эгоизм, и для ограничения этого эгоизма необходимо введение государства – высшей силы, способной поставить человека в определенные рамки;
форма государства определяется расстановкой политических сил в обществе и условиями, в которых это государство развивается;
государство означает политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов и т.д.
Исторической заслугой Макиавелли является то, что он одним из первых стал рассматривать государство с позиции человека и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии.
Итак, в период Средневековья и эпохи Возрождения, несмотря на всесилие церкви и утверждение абсолютной монархической власти, постепенно развиваются политические взгляды, которые на первом этапе направлены на защиту феодализма, а в эпоху Возрождения подвергают серьезной критике феодальные устои и резко выступают против господства церкви в политике. Тем самым закладывается фундамент для перехода человечества в новый период своего развития, требующий не только изменения политических систем, но и всестороннего развития политических взглядов.
- 1. Политология как наука
- 1.1 Политика в жизни человека
- 1.2 Политика – социальное явление
- 1.3 Предмет, метод и функции политологии
- 2. Политика в истории общественной мысли
- 2.1 Политическая мысль Древнего мира
- 2.2 Политические идеи Средневековья
- 2.3. Развитие политической мысли Нового времени
- 3. Развитие политической мысли в Украине *
- 3.1 Краткая история украинской политической мысли
- 3.2 Политологические концепции украинских учёных дореволюционного периода
- 3.3 Основные политические концепции межвоенного периода
- 3.4 Теоретические проблемы украинской политологии современности
- 4. Политическая система общества и политические режимы.
- 4.1 Политическая система общества, её структура и функции.
- 4.2 Политический режим. Основные типы политических режимов.
- 4.3 Переход от тоталитаризма к демократии.
- 5. Власть. Человек и власть
- 5.1 Понятие и виды власти
- 5.2 Средства (ресурсы), процесс и пути достижения власти
- 5.3 Личность и власть. Права человека
- 6. Государство и гражданское общество
- 6.1 Сущность и содержание государства
- 6.2 Правовое государство
- 6.3 Концепция гражданского общества
- 7. Политические партии. Политические движения. Политическое лидерство
- 7.1 Политическая партия, её сущность и роль в обществе. Однопартийность и многопартийность
- 7.2 Общественно-политические движения
- 7.3 Политическое лидерство и его типология
- 8. Политическое сознание и политическая культура. Политика и мораль
- 8.1 Политическое сознание: сущность, структура, функции
- 8.2 Политическая культура и ее роль в политической жизни общества
- Политика и мораль как система
- 9. Здравоохранение – структурная составляющая социальной политики государства
- 9.1 Становление государственной политики в области охраны здоровья и медицины
- 9.2 Государственная социальная политика и здравоохранение в современном мире
- 9.3 Государственная политика Украины в области охраны здоровья
- 10. Украина в мировом сообществе
- 10.1 Внешняя политика и ее роль в жизни общества
- 10.2 Украина в мировом сообществе. Внешняя политика Украины на пороге XXI века
- 10.3 Украина и снг
- 11. Мировая политика. Современные мировые политические процессы
- 11.1 Мировая политика и мировой политический процесс
- 11.2 Мировая политика на рубеже тысячелетий и глобальные проблемы человечества
- Рекомендуемая литература