§ 3. Взаимоотношения сми и властных структур
Характер взаимоотношений правительства и средств массовой информации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое конкретное правительство в данный период времени у власти, какие проблемы в центре внимания, какова ситуация в мире, в стране и многое другое. Немаловажное значение имеет то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные ценности, идеалы, идейно-политические ориентации, установки и т.д.
Хотя отдельные газеты и журналы ассоциируются с конкретными политическими партиями или организациями и даже выступают официальными органами последних (в качестве типичного примера можно привести газету "Форверст" и журнал "Нойе Гезельшафт" -официальные органы СДПГ), большинство органов СМИ в индустриально развитых странах предпочитают подчеркивать Свою независимость от государства, государственно-политических институтов, прежде всего правительства. Примечательно, что, например, в Испании партийные газеты и журналы имеют незначительные тиражи, не соответствующие числу членов партии, и оказывают сравнительно небольшое влияние на общественное мнение. В целом применительно к большинству индустриально развитых стран, как представляется, следует говорить не о партийной приверженности тех или иных органов СМИ, а об их тенденции ориентироваться на центр, левую или правую половину идейно-политического спектра.
Так, во Франции, например, за исключением "Юманите" и "Матэн", трудно говорить о близости какой-либо газеты к определенной партии. Более подходящим для характеристики французской печати остается деление на "правую" и "левую".
В Великобритании также мало органов СМИ, которые открыто ассоциируют себя с какой-либо конкретной политической партией. Вместе с тем можно сказать, что газета "Дейли телеграф" связана с крупным бизнесом, "Гардиан" выражает позиции реформистских сил, "Дейли миррор" поддерживает лейбористов, а "Файнэншл таймс" отражает интересы финансовых кругов Лондона. В целом, как отмечал один агент по рекламе, "Тайме" читают те, кто управляет страной, "Файнэншл таймс" - те, кто ею владеет, а "Гардиан" - те, кто хочет управлять страной.
Такая неоднозначность позиций СМИ обусловливает то, что взаимоотношения между ними и правительствами, в зависимости от того, какая партия стоит у власти, складываются либо по конфликтной, либо консенсусной, либо консенсусно-конфликтной модели. Наиболее крайний пример конфликтной модели дают Испания, Португалия и Греция в период их перехода от диктатуры к режиму буржуазной демократии.
В открытый конфликт вылились трения между правительством Тэтчер и английскими СМИ во время фолклендской войны, когда журналистам был закрыт доступ в районы боевых действий, передача корреспонденции всячески задерживалась, а в Лондоне только одним министерством обороны осуществлялась двойная цензура. Министерство широко использовало практику дезинформации. Это, в свою очередь, заставило СМИ обращаться к иностранным источникам информации, что также вызывало серьезные нарекания со стороны правительства.
Вместе с тем необходимо отметить, что для получения информации по важнейшим вопросам государственной политики СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно руководителям партий, государств и правительств, являющимся источником информации "из первых рук". Неудивительно, что подавляющая часть журналистов, корреспондентов, репортеров сосредоточена в столицах развитых капиталистических стран.
Так, например, в настоящее время в Вашингтоне аккредитованы более 16 000 корреспондентов. Около 60 из них вместе с обслуживающими их операторами и техническими специалистами по звуку ежедневно работают в Белом доме. Они представляют главным образом телеграфные агентства "Ассошиэйтед пресс" и "Юнайтед пресс интернэшнл", а также вашингтонские бюро крупных газет, журналов и радиосетей. В дополнение к этому различные синдикаты новостей предоставляют информацию более мелким органам СМИ, которые не могут содержать собственные бюро и корреспондентов. Обе палаты конгресса имеют "галерки" для средств массовой информации, особенно радио. Связи власть имущих и СМИ осуществляются по многим каналам. Важную роль во взаимоотношениях между политическими деятелями и представителями СМИ играют пресс-конференции. И здесь пальма первенства принадлежит США. Президент Т. Рузвельт первым начал проводить пресс-конференции и отвел в Белом доме специальное помещение для корреспондентов. В. Вильсон "институционализировал" взаимоотношения прессы и президента, превратив пресс-конференции, которые стали проводиться регулярно, в официальный канал политической информации для прессы и общественного мнения. В свою очередь, вашингтонские журналисты учредили Ассоциацию корреспондентов в Белом доме.
Пресс-конференция значительно содействовала "политической конвергенции" правительства и прессы. Для президента это был новый и удобный механизм более широкой, чем прежде, мобилизации общественного мнения в поддержку своего политического курса, для прессы - новый источник политической информации.
Пресс-конференции, хотя и в меньших масштабах, стали общепризнанной формой политической коммуникации и"в европейских странах. Нынешний президент Франции Ф. Миттеран продолжает традицию, заложенную еще при Ш. де Голле, когда во время пресс-конференции на заранее подготовленные вопросы он отвечал пространной речью. Подобное -поведение главы государства Франции считается нормальным явлением и служит свидетельством общего подхода правительства к СМИ. Хотя, как правило, "паблисити" глав государств и правительств формируется во многих департаментах и офисах, ключевая роль в этом отношении принадлежит пресс-секретарям и их штату.
В США именно от пресс-секретаря зависит политический "имидж" президента. Наиболее ценную информацию о президенте обозреватели и журналисты, аккредитованные при Белом доме, могут получить не на публичных выступлениях или пресс-конференциях, а от людей из близкого окружения президента, в частных беседах. Это дает администрации широчайшие возможности для манипулирования общественным мнением: как правило, раскрывается лишь та информация, которая в выгодном свете представляет президента и администрацию. Методом "утечек" эта информация попадает в прессу, которая создает благоприятный климат для восприятия общественностью и реализации того или иного решения.
В Англии правительство также имеет специальную службу по связям с общественностью и прессой, а при премьер-министре состоит пресс-секретарь, который поставляет ежедневные сообщения о политике правительства. При освещении СМИ политики правительства они способствуют тому, чтобы престижу последнего не был нанесен ущерб.
Следует учесть также, что государство в развитых капиталистических странах является крупнейшим производителем информации. Так, правительство США входит в число 20 лучших рекламных агентств страны, соперничая по расходам с такими гигантскими корпорациями, как "Кока-Кола". Годовые расходы правительства на рекламу составляют 200 млн. долл. Не зря Вашингтон называют "Голливуд на Потомаке". Правительственные агентства тратят примерно 600 млн. долл. на производство фильмов и аудиовизуальных программ. В 1986 г. стоимость печатной продукции правительства составила около 1,3 млрд. долл. Деятельность службы "паблик рилейшнз", по связям с общественностью, обходится государству в 400 млн. долл. в год. В настоящее время службы "паблик рилейшнз" имеются практически во всех важнейших государственных ведомствах. Например, штат служащих - специалистов по вопросам информации и связи с общественностью Пентагона состоит из 1227 человек. Мощный аппарат "паблик рилейшнз" создан при конгрессе. Капитолий издает свои собственные бюллетени (например, "Конгрешнл рекорд"), он имеет свою собственную радиотелевизионную студию.
Первой издательской группой Франции по количеству названий является государство. Каталог официальных публикаций, безусловно, самый обширный из всех публикуемых каким-либо западным государством. В перечне наиболее плодовитых по количеству изданий министерств пальма первенства, бесспорно, принадлежит министерству обороны. Со своими 38 публикациями, выходящими ежегодно тиражом 35 млн. экземпляров, оно опережает даже службы премьер-министра (34 названия, тираж 4,8 млн. экз.). Объяснение политики правительства стоит казне все дороже. В 1980 г. оно обошлось правительству в более чем 100 млн. франков. Помимо законов, регулирующих деятельность СМИ, государство само непосредственно участвует в распространении информации через Агентство Франс Пресс и ГАВАС - крупное рекламное агентство.
Важным инструментом осуществления влияния правительства на СМИ является предоставление им государственных субсидий. Из 14 тыс. выходящих во Франции изданий более 10 тыс. получают субсидии от государства на основании того, что их содержание "представляет всеобщий интерес".
- Обновление
- К.С. Гаджиев
- Спонсор программы -
- Глава I политология как самостоятельная научная дисциплина
- § 1. Предмет политической науки
- § 2. Место политологии в системе социальных и гуманитарных наук
- § 3. Политологическая традиция
- § 4. Формирование и институционализация политической науки
- § 5. Две тенденции в развитии политической науки
- § 6. Политическая наука после второй мировой войны
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава II методологические принципы политологии
- § 1. Триумф и кризис позитивизма
- § 2. Особенности научного подхода политической науки
- § 3. Политическая символика и политико-культурный подход
- § 4. Объяснение или понимание
- § 5. Проблема соотношения средств и целей в политологическом исследовании
- § 6. Системность политической науки
- § 7. Язык и понятийно-категориальный аппарат политической науки
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава III социологические основания политики
- § 1. Вехи формирования концепции гражданского общества
- § 2. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы
- § 3. Плюрализм интересов и условия их реализации в сфере политического
- § 4. Консенсус и конфликт
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава IV понятие политического: содержание и сущность
- § 1. Общая характеристика мира политического
- § 2. Государство и власть как основополагающие категории политического
- § 3. Место государства в мире политического
- § 4. Проблема соотношения нации и государства
- §5. Суверенитет и закон
- § 6. Власть и монополия на законное насилие
- § 7. Политическая система
- § 8. Опыт типологизации политических систем
- § 9. Политические режимы
- § 10. Территориально-политическая организация государственно-политической системы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава V партии в системе властных отношений
- § 1. Факторы и условия формирования институционализации политических партий
- § 2. Политическая партия и ее функции
- § 3. Партии и заинтересованные группы
- § 4. Типологизация политических партий
- § 5. Новейшие тенденции в эволюции партий
- § 6. Избирательный процесс: механизм и процедура
- § 7. Избирательная кампания
- § 8. Основные типы избирательной системы
- § 9. О перспективах развития партийной системы в России
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава VI теория демократии и принципы правового государства
- § 1. Демократия как принцип политической организации и жизнеустройства общества
- § 2. Конституционные основания демократии
- § 3. Капитализм и демократия
- § 4. Бюрократизм и демократия
- § 5. Основные характеристики правового государства
- Вопросы к главе
- Список рекомендуемой литературы
- Глава VII тоталитаризм: политический аспект
- § 1. Аннигиляция традиции
- § 2. Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
- § 3. Тоталитарный человек в тоталитарном государстве
- § 4. Идеологический монизм и закрытость системы
- § 5. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
- § 6. Общие выводы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава VIII перспективы российской государственности
- § 1. Грозит ли России неминуемая балканизация?
- § 2. От унитаризма к подлинному федерализму
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава IX мировоззренческое измерение политики и смена общественно-политических парадигм
- § 1. Политическая философия и теория
- § 2. Соотношение политики и идеологии
- § 3. Общественно-политическая парадигма: понятие и основные характеристики
- § 4. Парадигма капитализма и ее важнейшие разновидности
- § 5. Консенсус как сущностная характеристика парадигмы
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава X либерализм
- § 1. Истоки либерализма
- § 2. Классический либерализм
- § 3. Переоценка ценностей и формирование нового либерализма
- § 4. Упадок или возрождение либерализма?
- § 5. Дилеммы либерализма в социально-экономической сфере
- § 6. Государство, власть и демократия в идеях либерализма
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XI консерватизм
- § 1. Сущность концепций консерватизма
- § 2. Новейшие течения консерватизма
- § 3. В чем состоит новизна современного консерватизма?
- § 4. Социокультурный и религиозный аспекты консервативного мировоззрения
- § 5. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке консерватизма
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XII социал-демократизм
- § 1. Идейные истоки социал-демократии
- § 2. Демократический социализм в современных условиях
- Вопросы к главе
- Литература
- Этика и политика
- §1. Сущность проблемы
- § 2. Политика как профессия и призвание
- § 3. Противоречие между равенством и свободой, реальным и идеальным
- § 4. "Моральный компромисс" как категорический императив политической этики
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XIV политическая культура
- § 1. Формирование политической культуры
- § 2. Основные характеристики политической культуры
- § 3. Политическая символика
- § 4. Религиозный аспект политической культуры
- § 5. О моделях политической культуры
- § 6. Либерально-демократическая модель политической культуры
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XV тоталитарно-авторитарная модель политической культуры
- § 1. Общая характеристика и условия формирования тоталитарного сознания
- § 2. Мифологическое измерение тоталитарного сознания
- § 3. Редукционизм и апофеоз конфронтационности
- § 4. Особенности проявления тоталитарного сознания в нынешних условиях
- Послесловие к главе
- Вопросы к главе
- Литература
- Глава XVI средства массовой информации (сми) и политика
- § 1. Место и роль сми в политике
- § 2. Что такое "теледемократия"?
- § 3. Взаимоотношения сми и властных структур
- § 4. Сми в качестве инструмента "политического маркетинга"
- § 5. Сми и опросы общественного мнения
- § 6. "Театрализация" политического процесса
- Вопросы к главе
- Литература
- Гаджиев Камалудин Серажудинович политическая наука