Ж. Руководящая команда политического лидера
Социально-психологический анализ политика не мыслим вне контекста исследования его команды: короля, как известно, делает и"играет" свита.
Оценивая главенствующие цели и ценности политических лидеров, а также структурные особенности их руководящих команд, выделяют следующие типы команд: императивно-доминантный; императивно-нормативный; дескриптивно-креативный; ценностно-гармонизирующий; переходной (8; 14-22). Анализ эффективности руководящей команды предполагает оценку уровня компетентности ее участников, а также определение степени соответствия типа команды целям и характеру ее деятельности. Известно, что команды императивно-доминантного типа успешнее действуют в ситуациях жесткой политической борьбы, особенно на фоне общей социальной нестабильности переходного периода. В то время как в условиях стабильного общества с устоявшимися политическими традициями и зрелой политической культурой функцию государственного управления эффективнее осуществляют организации, структурированные по императивно-нормативному типу.
Важный психологический феномен жизнедеятельности руководящей команды состоит в том, что каждый из ее членов играет в ней по существу двойную роль: формальную и неформальную. Первая роль - чисто функциональная, вытекающая из самого содержания должностных обязанностей. Вторая роль – так называемая "роль в группе", менее заметна, однако именно она существенно значима для деятельности коллектива.
Выделяется восемь ролей, которые могут играть члены команды: "Председатель", "Оформитель решений", "Генератор идей (новичок со свежим взглядом)", "Советник (судья)", "Практик-организатор", "Разведчик ресурсов", "Душа группы", "Доводчик". Вышеперечисленные роли включают в себя все необходимые компоненты совместной деятельности - познавательный, практический и коммуникативный. Реализация всех ролей важна для команды, не зависимо от того, насчитывает последняя восемь человек или нет. При этом распределение ролей в команде должно соответствовать индивидуальным особенностям ее участников.
Ролевой анализ команды призван определить:
Каковы неформальные роли членов руководящей команды политического лидера и насколько эффективно организовано внутригрупповое взаимодействие?
Соответствуют ли роли индивидуальным предпочтениям и социальным способностям участников команды? Кто из членов команды выполняет несвойственную ему, непосильную роль?
Социометрическую структуру группы. Особо выделить, кто из ее участников чувствует себя в ней неуютно?
Все ли роли в той или иной степени перекрыты участниками, какая функция отсутствует?
Основное внимание следует уделить "Председателю" и "Генератору идей". Соответствуют ли их интеллект и квалификация уровню предъявляемых им требований?
Есть ли в команде члены, выполняющие деструктивную роль? Из каких побуждений - внутренних (личностные проблемы, психологическая несовместимость с целями группы и т. п.) или внешних (заангажированность внешними, конкурентными группе силами), они это делают?
З. Способы оказания целенаправленного влияния на электорат.
Существенной характеристикой лидера является возможность сознательно оказывать влияние на широкие слои избирателей, а также имеющийся в его распоряжении набор средств осуществления такого влияния. Под влиянием (в контексте реализации власти) подразумевается формирование у потенциальных избирателей нужных политику взглядов путем целенаправленного информационно-пропагандистского и психологического воздействия.
Исследуя основные направления и средства влияния политического лидера на электорат, следует отмечать:
Наличие в арсенале пропагандистского аппарата политика новейших психотехнологий обработки общественного мнения.
Приемы и средства психологической борьбы с политическими оппонентами.
Публичный имидж политика, его соответствие вкусам и идеальным представлениям электората, а также динамику изменения имиджа.
Символическую и эмоциональную нагруженность пропагандистских образов.
Тотальность воздействия.
Интенсивность воздействия, постоянство и настойчивость, с которой оно проводится.
Естественно, что ничего из этого диапазона не должно оказаться вне пристального внимания аналитика-психолога, понимающего содержательную ценность подобных вербальных и невербальных посланий. С другой стороны, представляется важным определить внушаемость самого политика (в том числе и самовнушаемость) в коммуникации: характер, источники и каналы подачи информации, воспринимаемой политиком некритично.
Таким образом, микро-уровень политического портрета предусматривает анализ личности политического лидера, его деятельности и команды с точки зрения их соответствия требованиям конкретной политической ситуации, направленности и масштабам решаемых страной задач, а также условиям и характеру современной мировой политической практики.
- 36. Охарактеризуйте мікрорівень політичного лідерства
- Микроуровень исследования политического лидера
- А. Личность политика.
- 4. Интеллектуально-познавательные характеристики.
- 5. Эмоции.
- Б. Призвание к политической деятельности.
- В. Стиль руководства
- Г. Профессиональные навыки, приемы и качества лидера
- Д. Свобода и ответственность политика.
- Е. Политический имидж лидера
- Ж. Руководящая команда политического лидера