logo search
"Русская идея", ее истоки, исторический генезис и характеристика в работах русских мыслителей

Введение

Нет национальности, которая на каждом своем историческом этапе не имела бы свою идею, в которой отражены реальные или мнимые устремления народа страны, его исторические особенности и достижения. По силе воздействия на умы и сердца огромного числа людей ни одна социальная идея не может сравниться с национальной идеей. Эффективность, действенность такого влияния обусловлена в немалой степени тем, что национальная идея оперирует в первую очередь к достоинству, чувствам, самосознанию, доблести народа, и поэтому может выполнять роль объединяющей силы. Конечно, национальную идею могут использовать в своих интересах различные политические силы для достижения не только гуманных, но и антигуманных целей. (Ярким примером может служить эксплуатация гитлеровцами национальных чувств немцев). Она может порождать у народа и различные иллюзии, неоправданные надежды, разочарования. Национальная идея не всегда выражает реальные цели, потребности, интересы народа. Однако сказанное не отрицает важности разработки национальной идеи для общества.

Русская идея - выражение сложившейся в истории России традиции поиска, духовных основ характерных типов поведения, способов моделирования русской национальной идеологии. Впервые введен В.С. Соловьевым в 1887-1888. В современных условиях России роль и значение русской идеи возрастает. В период перестройки и с распадом СССР актуализировался вопрос поиска идентичности для многих народов страны, в том числе и для русского народа. Бездуховность, отсутствие идеалов, апатия, ценностные ориентации - вот, что становиться сейчас проблемой общества.

Конечно, Россия - многонациональное государство, но русская нация как самая многочисленная, ядро, костяк государства российского, может и должна сыграть роль объединительного стержня для всех других народов, национальностей, населяющих Россию.

Актуальность темы усиливается в связи с тем, что современная политическая практика красноречиво свидетельствует о многочисленных нарушениях прав русскоязычного населения в бывших республиках СССР (примером может служить Прибалтика). Вот почему русская идея как объединяющая сила сейчас очень важна, а, следовательно, и обретение новой национальной идентичности. В этой связи важен анализ взглядов русских мыслителей на эту сложную и многогранную проблему.

Степень изученности проблемы

Сложность состоит в том, что так или иначе эта проблема затрагивалась практически всеми, кто писал о России, особенно в конце XIX начале XX веков. Причем каждый мыслитель вкладывал в содержание русской идеи свое видение. Для одних авторов это - актуализация православно - христианских начал русской культуры и призвание русского народа в отчете на богословский вопрос о природе благодати. Для других - постижение души русского народа. Сложность состоит и в том, что ее раскрытие осуществлялось не только в контексте философского, но и богословского анализа, а также художественного творчества. Кроме того, содержание русской идеи трансформировалось в историческом ракурсе.

В курсовой работе использовались произведения Кавелина, Бердяева, Чаадаева, Герцена и Новгородцева. Учитывая, что о русской идее, как указывалось выше, так или иначе писали практически все русские философы, представляется оправданным сокращение круга рассматриваемых философских трудов. Приведу лишь несколько примеров: так из произведений Кавелина наибольшую помощь оказали статьи по философии русской истории и культуры, раскрывающие быт Древних славян, что позволило мне выявить специфичность славянских племен; произведения Новгородцева позволили раскрыть взаимосвязь русской идеи с православием, что в свою очередь помогло в анализе работ Соловьева и Чаадаева. Фокусируя внимание на различных аспектах этой многогранной и сложной проблемы, мною сознательно ограничен круг мыслителей, работы которых подвергаются скрупулезному анализу. В курсовой работе анализировались произведения Бердяева и работа Чаадаева "Философские письма".

Произведения этих мыслителей служили для меня источником мыслительной деятельности при анализе данной проблемы. Наибольшее внимание было уделено произведениям Бердяева и Чаадаева "Философские письма", выбор данных мыслителей обусловлен тем, что философско-историческая мысль Чаадаева явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом, что в последующем вызвало появление множества публикаций о проблемах самоидентификации российского народа и поиска русской идеи. Бердяев дал наиболее полную характеристику русской идеи в контексте социально-психологического анализа, связав ее с русским национальным характером и его противоположностями.

Произведения каждого из них могут стать основой глубокого и досконального анализа данной проблемы.

Обширный материал можно почерпнуть из "Большой Советской энциклопедии", особенно при рассмотрении таких вопросов как: общие положение работ философов конца XIX - начала XX вв. о русской идее, некоторые биографические данные, значение теоретических разработок философов для рассмотрения проблемы самоидентификации русского народа в более поздний период.

Для раскрытия поставленных в курсовой работе проблем привлекались также книги по русской истории, которые особенно помогли при анализе истоков русской идеи, особенностей формирования самосознания славян и специфичности проявления русской идеи в VIII - XV веках.

Несомненную помощь в работе оказали "Политическая энциклопедия" в двух томах и "Антология мировой политической мысли" в пяти томах, статьи о тех или иных мыслителях из "Большой Советской энциклопедии", а также книга В.Г. Артемонова "Философская мысль: от истоков до наших дней" и журнальные статьи, анализирующие новые аспекты исследуемой проблемы в связи с реалиями общественной и политической жизни конца XX - начала XXI века, а также различные монографии по проблематике русской идеи разных лет.

Использовались также работы В.С. Нерсесянц "История политических и правовых учений" и Краснов Б.И. "Общая и прикладная политология". Для обоснования актуальности и значимости исследования, поставленных в курсовой работе проблем привлекаются статистический материал, характеризующий ценностные ориентации россиян в современных условиях С.П. Парамонова и данные журнала "Мониторинг общественного мнения". Для более наглядного отображения результатов статистических исследований и рассмотрения вопросов, связанных с формированием современной идеологии в курсовой работе предусмотрено приложение.

Существенный пласт современной литературы, посвященный русской идее, интерес к которой существенно возрос в 90-е годы XX века. Среди них следует, прежде всего, отметить статьи А.Арбатова, В.Соколова, Р. Медведев и других авторов. Существенный интерес представляют монографические работы Г.И. Авциновой, коллектива исследователей под руководством Л.Н. Вдовиченко, С.Н. Кочерова и монографии других исследователей.

Использовался также текст "Концепции национальной безопасности Российской Федерации", что позволило более полно и широко представить круг проблем, существующих в настоящее время в контексте общей проблематики данной курсовой работы.

Эта литература позволила мне проследить преемственность в рассмотрении русской идеи.

Таким образом, актуальность темы обширный пласт литературы требовавшей ее анализа в контексте поставленных нами проблем, обусловил выбор данной темы для целевого анализа.

Целью работы является анализ русской идеи в произведениях Чаадаева "Философские письма" и Бердяева "Русская идея". Данная цель обусловила решение следующих задач:

1. Исследовать истоки русской идеи;

2. Показать ее трансформацию и специфичность на каждом историческом этапе развития Российского государства;

3. Проанализировать подходы к определению сущности русской идеи;

4. Раскрыть характеристику русской идеи в трудах Н.А. Бердяева;

5. Показать роль и значение русской идеи для современного политического процесса России.