3.1 Российская правовая политика: вызовы и угрозы 21 века
В настоящее время у нас существует множество угроз, вызовов и рисков, порождающих не только у нас крайнее беспокойство и страх, но и у всего мирового сообщества (акты терроризма с многочисленными жертвами; ядерное оружие и иное оружие массового поражения; СПИД; наркомания; и даже торговля людьми).
Кроме глобальных проблем и угроз существуют и локальные проблемы, касающиеся только отдельных стран, но они так или иначе все взаимосвязаны. Из этого можно сделать вывод, что не смотря на сверхновое оружие и развивающуюся медицину мы становимся вся более уязвимее и менее защищенными.
Что касается внутрироссийских проблем, то они у всех у нас на слуху. Они активно обсуждаются в прессе, озвучиваются официальной властью, но можно сказать, что от этого их меньше не становится.
В этой главе мы не будем рассматривать положительные изменения и перемены развития новой России (демократия, свобода, плюрализм, открытость, идеологический и политический плюрализм). Мы затронем только проблемные аспекты российской правовой политики (бедность, смертность, коррупция, преступность, засилье и произвол чиновников, сращивание бюрократии, криминала и бизнеса и т.д.). Эти многие другие (более мелкие) проблемы являются платой за проводимые реформы в нашем государстве. Страна вот уже 15 лет находится в переходном периоде «из неоткуда в некуда» (В.Полевин), поскольку цель движения точно не определена. Правовая политика России: теория и практика : монография/ П68 под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.С.7. Во имя чего народ терпит лишения, приносит жертвы? Что будет со страной через 5-10 лет? Это не может не вызывать у нас беспокойства. По данным фонда «Общественное мнение», 46% россиян полагают, что в целом страна идет «не туда». См. там же С.7.
«Россия пока только ищет наиболее оптимальное устройство общества и тип управления, оптимальные способы применения общепризнанных институтов и инструментов демократии с учетом своего исторического опыта и опыта других стран». Президентское послание Федеральному Собранию 2005 года // Российская газета.2005.26 апреля. Обратим внимание: ищет, учится, набирается опыта, но самостоятельно и бесплатно. Общие (т.е. базовые) принципы всякой демократии мы, безусловно, признаем и по мере своего развития осуществляем. Развивается же новая Россия всего 15 лет, т.е. мы находимся еще в начале пути, в то время как Запад шел к этому состоянию более двухсот лет.
По мнению А. Ципко, «сама по себе демократическая Россия никому не нужна. Западу и его политическому лобби в нашей стране нужна управляемая и слабая Россия.» А «лобби» - это в основном те из культурной, идеологической и журналистской элиты, кто за немалые деньги занимается «интерпретацией действительности» в нужном ключе. Правовая политика России: теория и практика : монография/ П68 под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.С.11 Стоит нам задуматься, зачем это необходимо Западу и как скоро это случится? И не случилось ли уже?
Но вернемся к нашим внутренним делам и проблемам в стране, к тем ошибкам, которые нам так дорого обходятся. Председатель счетной палаты С.Степашин называет все это «завалами», которые еще долго придется разгребать. Один из главных «завалов» состоит в том, что урон от «реформ» в России в 2,5 раза превышает потери СССР в Великой Отечественной войне. Только ущерб от приватизации составил 45 млрд. долл. (не говоря уже о многих других ущербах, не поддающихся денежному выражению). См.там же.С.13.
Наиболее печальным итогом этих экспериментов является то, что страна до сих пор не может выбраться из нищеты, в то время как другие государства, вставшие вместе с нами или чуть раньше на путь перемен, давно обогнали нас. А ведь «ликвидация нищеты и бедности» - одна из главных целей ООН.
Еще один вызов времени- коррупция. Депутат Госдумы, председатель конфедерации промышленников и предпринимателей Е.Панина: «Кресло чиновника, допущенного к "разрулированию" финансовых и сырьевых потоков, стоит сегодня несколько миллионов долларов». Первый вице-спикер Госдумы Л. Слиска: «Депутатский мандат в первой пятерке списка некоторых партий оценивается сейчас в 7 млн. долл., а фигуранты, у которых криминальное прошлое и рыльце в пушку, платят и до 10 млн.» См. там же С.18.
Поданным фонда «Индем», общий объем взяток на российском коррупционном рынке составляет сегодня примерно 40 млрд. долл. Услуги на этом рынке в 2,5 раза превышают федеральный бюджет. За последние 4 года зафиксирован 10-кратный рост мздоимства. При этом около 80% взяток поглощает исполнительная власть. Словом, положение с коррупцией в стране критическое.
Катастрофически растет бюрократия, что, несомненно, угрожает будущему нашего Отечества. Чиновников сейчас в стране 1,5 млн. - больше, чем численность армии. И при том, что давно нет Госплана, Госснаба, государство постепенно уходит из экономики, уже нет практически ни одного государственного торгового предприятия, в то время как министерства торговли существуют во всех субъектах Федерации. Есть такое ведомство и в центре. Штаты везде раздуты. И над этим стоит задуматься в серьез.
Так же нельзя не упомянуть и высокую смертность. По одному миллиону россиян уходят в «мир иной». Возникла угроза подрыва генофонда нации. Начиная с 1991 г. по официальной статистике Россия потеряла 10 млн. человек. Только в 2004 г. число умерших в 1,5 раза превысило рождаемость. Резко возрос суицид. Каждый год в стране добровольно уходят из жизни 60 тыс. человек, из них 8 тыс. детей. Из 6 млн. наркоманов две трети - молодые люди до 25 лет, их тоже ожидает преждевременная смерть. Выходит наши реформы - это «реформы на крови». Суицид нашего времени//Литературная Газета.2005.20-26 июля.
Серьезную угрозу представляет собой запредельная преступность, имеющая, как известно, социальные корни. Достаточно сказать, что две трети из числа совершивших преступления не имеют постоянного источника дохода. Организованный криминальный мир бросает вызов обществу, государству.
Таким образом, правовая политика государства в социальной сфере была и остается крайне неэффективной. Стране сегодня, как никогда, нужна сильная социально-правовая политика.
Нельзя только с помощью одних только правовых средств, в декретно-волевом порядке, побороть бедность, преступность, коррупцию, алкоголизм. Эти средства должны использоваться в совокупности с другими мерами - экономическими, политическими, организационными. Лишь тогда они могут дать желаемый эффект, а не остаться на бумаге.
В следующем подразделе мы попытаемся определить перспективы развития правовой политики в России.
- Введение
- 1. Общетеоретические аспекты правовой политики
- 1.1 Понятие правовой политики
- 1.2 Структура правовой политики и ее элементы
- 2. Общая характеристика российской правовой политики
- 2.1 Сущность и основные принципы правовой политики
- 2.2 Формы реализации правовой политики в современной России
- 3.1 Российская правовая политика: вызовы и угрозы 21 века
- 3.2 Перспективы развития правовой политики в России
- Заключение
- Актуальные проблемы современной российской политологии
- 2.4 Актуальные проблемы реализации государственной социальной политики в Российской Федерации.
- «Актуальные проблемы муниципального права российской федерации»
- «Актуальные проблемы муниципального права российской федерации»
- 1.2. Актуальные проблемы правовой защиты
- 4. Актуальные проблемы российской социальной политики
- Тема 15. Актуальные проблемы правового регулирования полномочий и ответственности в муниципальном праве
- Актуальные проблемы конституционно-правового обеспечения
- Вопрос 2 – Актуальные проблемы современной внешней политики Российской Федерации.