logo search
Актуальные проблемы российской правовой политики

2.2 Формы реализации правовой политики в современной России

Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации.

Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Особенно бурно данная форма развивается сейчас в субъектах Федерации. Впервые регионы получили право принимать законы -- нормативные акты высшей юридической силы. Однако они оказались в принципе не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает подготовленные кадры творцов права, достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры регионального депутатского корпуса.

Автор А.В. Малько считает, что «сегодняшняя Конституция, легитимность которой под большим вопросом, создавалась второпях, в узких и темных коридорах власти и под конкретного президента- Б.Н. Ельцина. В силу этих и многих других причин она не содержит полноценной системы гарантий, провозглашенных ею прав и свобод личности. Названные гарантии должны воплотиться в системе соответствующих юридических обязанностей и юридической ответственности в отношении органов публичной власти и

должностных лиц.» Правовая политика и развитие российского законодательства в условиях модернизации: сборник докладов / под ред. д-ра юрид. наук А.В. Малько, д-ра юрид. наук В.М. Шафирова, док. юрид. наук А.В. Усса. - Красноярск : СФУ, 2012. - 14 с..С этим мы не можем не согласится, речь идет о своеобразной «нравственно-правовой клетке для власти» (специальные законы, регламенты, этические кодексы и т. д.), с помощью чего статус чиновников должен трансформироваться из «привилегированного» в действительно «обслуживающий» гражданское общество и личность. Необходимо установить реальную ответственность как для высших органов государственной власти и соответствующих должностных лиц (начиная с полноцен- ных импичмента для президента, вотума недоверия правительству и т. д.), так и для всего остального «служивого люда». Мы считаем, что для этого необходимы прочные нормативно - правовые акты, которые бы создавали благоприятные условия для право защиты, которые бы повышали ее надежность и гарантированность.

Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав право применения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т. п.

Как считает А.В. Малько, «Правоприменительная форма реализации нацелена на оптимизацию деятельности правоприменительно-защитных органов, на устранение ошибок и иных недостатков в их работе. В частности,

Европейский Суд по правам человека неоднократно обращал внимание на системные ошибки нашего судебно-правового механизма, на тотальное неисполнение судебных решений и пр. Поэтому в целях более качественной правозащиты в современных российских условиях важно активнее использовать влияние Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и решений Европейского Суда по правам человека на правозащитную деятельность суда.» См. там же.

Кроме того, мы считаем, что требуется дальнейшее совершенствование специализированных институтов, связанных с защитой прав личности: уполномоченных по правам человека, адвокатуры, нотариата и т.д. По нашему мнению это улучшит реализацию правоприменительной формы реализации правовой политики в России, так как не мало важную роль играет кто реализует для нас эту функцию.

Правоинтерпретационная форма См. там же. преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы выступает то, что после создания Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права.

Доктринальная форма С.м там же. преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Юридическая наука -- важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.

Правообучающая См. там же. форма проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас, как никогда, мы наблюдаем как повышается роль высшего юридического образования, которое должно вырабатывать иммунитет у студентов-выпускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.

Информационно-воспитательная форма ? осуществляется в доведении до сведения граждан, широких слоев населения страны официальных взглядов на вопросы правовой политики, а также в оказании целенаправленного воздействия на различные слои общества с целью повышения степени их правовой информированности, уровня их правосознания, правовой культуры и правомерной активности.

Организационно-техническая форма ? воплощается в проведении субъектами правовой политики, и прежде всего, органами государственной власти и местного самоуправления, текущих организационных мероприятий, связанных с принятием управленческих решений, с вопросами кадрового, материального, информационного и иного обеспечения проведения государственной правовой политики.

Из рассмотренных нами форм реализации правовой политики в Росси, мы можем сделать вывод о том, что это очень сложный и многогранный механизм, который на данный момент нуждается в усовершенствовании.

3. Проблемы и перспективы развития российской правовой политики