logo search
Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы

2.2 Характеристика форм предвыборной агитации

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.

При использовании данной формы предвыборной агитации законодатель устанавливает принцип обеспечения равного доступа для проведения такой агитации для всех субъектов избирательного процесса в государственных и муниципальных организациях, относящихся к средствам массовой информации. Иными словами, указанные средства массовой информации обязаны обеспечить равный доступ и равные условия для проведения предвыборной агитации всем зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям.

При этом, эфирное время на теле- и радиоканалах, а также печатная площадь в периодических изданиях, по общему правилу предоставляется за плату из избирательного фонда соответствующего кандидата либо избирательного объединения.

При этом, общий объем эфирного времени составляет не менее 60 минут в рабочие дни на каждом из общероссийских каналов, не менее 30 минут в рабочие дни, а если общее время вещания канала составляет меньше двух часов в день - не менее 1/4 общего времени вещания - для региональных каналов. Однако, если в результате предоставления эфирного времени, на кандидата или избирательное объединение, придется более 60 минут эфирного времени, общий объем эфирного времени, которое каждая организация телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается до 60 минут, умноженных соответственно на количество кандидатов, избирательных объединений. Вместе с тем, не менее половины указанного эфирного времени предоставляется для проведения дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий. Прерывать передачу агитационных материалов при трансляции запрещается.

Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для размещения агитационных материалов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. При этом, размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений. Однако, редакции негосударственных периодических печатных изданий, зарезервировавшие в указанном порядке печатную площадь, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.

Публикация агитационных материалов не должна сопровождаться комментариями, заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением.

Законом определены случаи, когда кандидат или избирательное объединение не вправе использовать бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь. Эти случаи соотносятся с ближайшими предыдущими выборами, на которых соответствующие кандидат или избирательное объединение получили менее установленного законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом, установленное число голосов избирателей не может превышать 3% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Например, данное положение закреплено в ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации». Бесплатные эфирное время и печатная площадь не предоставляются:

- политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы РФ получил менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов;

- политической партии, являющейся правопреемником политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы РФ получил менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов.

Вместе с тем, данное положение не распространяется на политическую партию, являющуюся правопреемником присоединившейся к ней другой политической партии, если федеральный список кандидатов получил 3 и более процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Субъектам предвыборной агитации запрещено использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения агитации за других кандидатов, избирательное объединение.

Предвыборная агитация на теле- и радиоканалах, в периодических печатных изданиях проводится только в агитационный период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация посредством агитационных публичных мероприятий.

Публичные агитационные мероприятия включают в себя проведение митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. При этом, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в проведении агитационных публичных мероприятий.

В целом, публичное агитационное мероприятие представляет собой акцию, осуществляемую гражданами РФ, политическими партиями, различными общественными объединениями, имеющую в качестве цели формирование общественного мнения и выдвижение требований по вопросам организации экономической, социальной, политической, культурной и т.д. жизни общества, а также побуждающую избирателей к голосовании. Обязательными признаками публичных мероприятий являются - открытость, мирность, доступность каждому. При этом, публичные мероприятия могут проводиться с использованием транспортных средств.

Видами публичных агитационных мероприятий являются: собрания и встречи, митинги, шествия, пикеты, демонстрации, а также сочетания данных видов.

Правовое регулирование публичных мероприятий осуществляется, наряду с уже указанными в работе правовыми актами, ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В частности, указанным законом определена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить о его проведении соответствующий орган местного самоуправления в письменной форме не ранее 15 и не позднее 10 дней до проведения такого мероприятия. Однако, при предполагаемом пикетировании улиц, уведомление об этом подается не позднее чем за три дня до предполагаемого мероприятия, а если один из дней совпадает с праздничным или выходным днем - не позднее чем за четыре дня до такого мероприятия.

Собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера. Демонстрация означает организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествием называется массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование является формой публичного выражения мнений путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Стоит отметить, что при проведении публичных агитационных мероприятий в любой из приведенных форм, их участникам запрещается:

- скрывать лицо либо иным способам затруднять установление личности;

- иметь оружие либо предметы, используемые в качестве такового, а также взрывчатые и легковоспламеняющиеся предметы;

- употреблять алкогольную и иную спиртосодержащую продукцию, включая пиво и напитки на их основе, как и находится на мероприятии в состоянии алкогольного опьянения.

Кандидаты, избирательные объединения вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.

Как было отмечено, предвыборная агитация в воинских частях, организациях и учреждениях запрещена, кроме случаев, когда на территории части, военного учреждения либо организации находится единственное помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания.

Предвыборная агитация путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Законодателем установлено, что распространение печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов, осуществляется беспрепятственно на территории Российской Федерации, однако, все указанные материалы должны быть произведены также на территории Российской Федерации. При этом оплата за изготовление данных материалов должна быть произведена предварительно и за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения. В свою очередь, организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия оплаты изготовления этих материалов.

Запрещается размещать печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Таким образом, законодательство, регулирующее вопросы реализации форм предвыборной агитации, выполняет ряд важнейших функций - предотвращает нарушение закона при использовании одной из форм предвыборной агитации (правоохранительная функция) и обеспечивает равенство всех кандидатов или избирательных объединений путем установления единообразного порядка при реализации форм предвыборной агитации.

Итак, подводя итог второй главе работы, можно сделать следующие выводы. Законодательством РФ определено, что предвыборная агитация проводится любыми допускаемыми законом методами и формами, основными из которых являются: агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; агитация посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий), а также посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; агитация иными не запрещенными законом методами. Финансовые расходы, на проведение агитации в процессе избирательной компании, осуществляются только за счет средств соответствующего избирательного фонда, и в строго установленном законом порядке. Использование в предвыборной агитации высказываний физического лица относительно того или иного кандидата либо избирательного объединения допускается исключительно с письменного согласия высказывающего. Сама предвыборная агитация осуществляется только в агитационный период. При использовании любой формы предвыборной агитации могут использоваться многообразные способы такой агитации: агитация в средствах массовой информации; распространение листовок и газет с предвыборными программами и краткими биографиями кандидатов; личные встречи с избирателями, проведение бесед с потенциальным электоратом; скрытая агитация путем публикации социологических опросов, интервью и писем избирателей в поддержку того или иного кандидата. Стоит отметить, что и сами способы предвыборной агитации, осуществляемой в той или иной форме, также весьма разнообразны. Вместе с тем, выбранные способы агитации должны учитывать местные особенности компании и действовать в строгом соответствии с законодательством.