1.1 Понятие и признаки агитации
Агитацию в процессе избирательной компании можно рассматривать как определенную и установленную законом деятельность и как правовой институт избирательного права, однако, стоит отметить, что названные категории тесно взаимосвязаны между собой.
Вместе с тем, агитацию в процессе избирательной компании необходимо отличать от политической агитации, поскольку последняя осуществляется вне временных рамок избирательной кампании, т.е. постоянно, тогда как агитация в процессе избирательной компании представляет собой деятельность исключительно в период избирательной компании. Однако, агитация в процессе избирательной компании является частью политической агитации.
Из вышесказанного, можно определить существенную особенность агитации, осуществляемой в период избирательной компании, - временный характер, или, иными словами, агитация осуществляется только в период проведения избирательной компании. Отсюда следует и часто употребляемое название подобной агитации - предвыборная.
Стоит отметить, что агитация в процессе избирательной компании следует строгому регламентированию правовыми законодательными нормами, или нормами избирательного права. Само же избирательное право, являясь отраслью публичного права, образует основы формирования и функционирования институтов представительной демократии, непосредственно связанной с политической деятельностью граждан, общественных объединений.
Предвыборная агитация имеет законодательное определение. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предвыборная агитация представляет собой деятельность, которая в качестве цели имеет мотив побуждения избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и осуществляется только в период проведения избирательной компании.
Нормы избирательного права, регулирующие процедуру предвыборной агитации, подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений в процессе проведения предвыборной агитации и на установление прав и обязанностей субъектов такой агитации, а процессуальные - на реализацию правоотношений предвыборной агитации в процессе избирательной компании. Однако, в своей совокупности и материальные, и процессуальные нормы являются источниками избирательного права, к которым относятся Конституция РФ, федеральное законодательство о выборах, соответствующие законы субъектов РФ, иные нормативно-правовые акты, и ряд подзаконных нормативных актов, содержащих юридические нормы.
Среди многообразия федерального законодательства основополагающее значение, в рамках рассматриваемой темы, имеет ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, стоит отметить, что к правоотношениям, возникшим в связи с проведением соответствующих выборов, назначенных после 24.02.2014 года, будут применяться положения указанного Федерального закона, но в редакции от 21.02.2014 года №19-ФЗ.
В число избирательных прав, указанный ФЗ относит важные конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации и в других избирательных действиях.
Как правовой институт, предвыборная агитация, имеет своим предметом регулирование правоотношений, возникающих между субъектами-участниками избирательного процесса посредством совершения ими избирательных действий, направленных на побуждение избирателей к голосованию в пользу либо против конкретного кандидата или к участию в выборах.
Определяя содержание перевыборной агитации, стоит отметить, что она заключается в деятельности управомоченных на ведение такой агитации субъектов избирательного процесса, направленной по производство и распространение связанной с выборами специальной информации, побуждающей избирателей к голосованию.
При этом, неоднократно упоминающийся термин «избирательный процесс» представляет собой регламентированную нормами избирательного законодательства деятельность по передаче и приобретению власти путем организации и проведения выборов.
Итак, агитацию как стадии избирательного процесса, можно определить в качестве строго ограниченной временными рамками агитационного периода, регулируемой нормами избирательного права информационной деятельности субъектов избирательного процесса, цель которой заключается в побуждении избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.
Агитация в процессе избирательной компании призвана выполнять и ряд задач, большинство которых носит характер:
- оповещения избирателей о личностях выдвинутых кандидатов, о содержании их программ;
- формирования симпатий и антипатий в период проведения избирательных компаний;
- обеспечения связи между субъектами избирательного процесса, являющимися носителями активного и пассивного избирательного права.
Всем нормам избирательного права присущи общие признаки, среди которых можно выделить:
- общеобязательность, т.е. властное предписание государства;
- формальная определенность, т.е. законодательное закрепление норм;
- связь с государством, устанавливающим правовые нормы;
- предоставительно-обязывающий характер, т.е. правовые нормы, устанавливающие для одних субъектов права, определяют для других субъектов обязанности.
Определение признаков агитации имеет большое значение, поскольку способствует обеспечению правомерной деятельности субъектов избирательного процесса.
Помимо названных, агитация в процессе избирательной компании имеет и существенные признаки:
- осуществление только в хронологических рамках избирательной компании;
- обязательность финансирования агитации из средств избирательного фонда;
- правомерность агитационной деятельности, которая заключается в проведении агитации в установленной форме и только надлежащими субъектами;
- информационный характер, поскольку агитационная деятельность всегда тесно связана с распространением информации.
Итак, предвыборную агитацию можно рассматривать в узком и широком смыслах. В широком понимании предвыборная агитация является частью политической, поскольку деятельность последней направлена на распространение определенных политических взглядов и убеждений, создание системы ценностей у избирателей в предвыборный период, у всего населения - после проведения выборов. В узком понимании предвыборная агитация рассматривается и как правовой институт, и как установленная и определяемая законодательством деятельность, т.е. - как этап избирательного процесса.
Таким образом, агитацию в процессе избирательной компании можно определить как предвыборную агитацию - деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании, имеющей целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). И как деятельность, и как правовой институт, агитация в процессе избирательной компании следует установленным законом правовым нормам и осуществляется только в период избирательной компании.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
- 1.1 Понятие и признаки агитации
- 1.2 Объект, субъекты и методы предвыборной агитации
- ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
- 2.1 Общие условия проведения предвыборной агитации
- 2.2 Характеристика форм предвыборной агитации
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Предвыборная агитация.
- 1. Понятие и принципы избирательного процесса
- 1.3. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса.
- 111. Участие средств массовой информации в избирательном процессе: классификация сми, условия проведения агитации через печатные сми и через электронные сми
- 29.Избирательные фонды, агитация.
- 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
- Избирательная компания
- 29. Избирательные фонды, агитация.
- Выборы, голосование. Избирательная кампания, избирательный процесс
- 30) Избирательные фонды, агитация.