logo
otvety_politologia-1

Происхождение и природа политики

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, Первым представлением о природе политики было теологическое , объясняющее ее природу, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.

Вторым распространенным подходом стало антропологическая трактовки , обосновывающая необходимость политики человеческой природой. 

Согласно социальной трактовке политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста ее неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики, хотя была власть, которая осуществлялась всеми взрослыми членами рода. Усложнения общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с тем и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально неоднородном обществе вместе с делением на руководителей и управляемых, богатых и бедных. Общественные изменения были производными от политической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей.

На ранних этапах развития общественный порядок поддерживался не за счет силовых методов, а естественным путем: решения старейшины, вождя; мнение общего собрания, общины; религиозные табу.

Однако с возникновением социальной дифференциации общества, непримиримых политических интересов и конфликтов появилась необходимость заменить старые общественные институты новыми. Ими стали публичная власть, государство, сформировавшийся вместо института самоорганизации слой профессионалов-управленцев. Общество раскололось на тех, кто управляет и на тех, кем управляют.

Таким образом, политика появляется там, где возникли политические конфликты, которые уже не могли быть разрешены с помощью внегосударственных методов: моральные нормы, самоуправление, авторитет. Появляется государство как посредник между непримиримыми группами людей.