logo
otvety_politologia-1

Особенности партийной системы в современной России.

Для современной России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. Особенности становления многопартийной системы в современной России во многом напоминают период конца XIX – начала XX в. И тогда и теперь мы видим кризис экономической и политической системы, всего общества, ослабление государственного диктата, становление более свободного, демократического устройства; и тогда и теперь идут споры о вы­боре путей развития.

Резкая поляризация общества, значительное дистанцирование социальных групп, безусловно, способствуют образова­нию партий, поскольку в таком сегментированном обществе противопоставлены различные социальные интересы, кото­рые требуют политического оформления. Сегодня наличие множества партий большинству из нас кажется вполне обычным явлением. Но стоит вспомнить, что еще несколько лет назад об этом нельзя было всерьез говорить.

Политика перестройки породила многие непривычные, порой противоположные процессы в нашем обществе. В их чис­ле едва ли не центральное место занимает развитие новых общественных ассоциаций и объединений. Их называли по-разному: «неформальные», «самодеятельные» организации, «молодежные» группы и объединения, «инициативные» орга­низации. Наиболее часты были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». В 1987–1988 гг. по мере реализации целей и задач провозглашенной реформы политической системы происходило формирование организаций, именующих себя политически­ми партиями. Первой, оппозиционной КПСС, партией объявил себя в мае 1988 г. Демократический союз (ДС).

Можно определить следующие пути становления партий­ной системы в Российской Федерации:

развитие многопартийности во многом идет от различных объединений кружкового, клубного типа, организован­ных представителями элиты – духовной, экономической, политической. Многие партии возникли в результате деятель­ности лидеров, создавших партии «под себя» (верхушечные или «диванные» партии);

часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП(б), СК), другие – в результате раскола недавно созданных партий;

ряд партий возник под влиянием мировой партийно-политической практики (Социал-демократическая партия Рос­сии, Российская партия «зеленых»);

некоторые партии представляют собой «второе издание» ранее существовавших партий, что создает видимость преемственности политического развития. Таковы партии кадетов, монархистов, анархистов;

иные партии возникли как новые для нашей политической жизни и не имеют российских аналогов (партия кооператоров и предпринимателей – Партия свободного труда, Партия экономической свободы, Национально-республиканс­кая партия, Партия российского единства и согласия).

В соответствии с традицией, сложившейся в мировой политической науке, по идейно-политической ориентации все партии и движения России можно разделить на три боль­шие части: правые, центристские и левые.

Правые выступают за создание сильного национального российского государства, за особый, отличный от Запада путь развития России. К ним относятся различные политические силы: от движения «Рус­ское национальное единство» и Конституционно-демократической партии – Партии народной свободы до «Союза казачьих войск» России и Российского патриотического собора. Правоцентристской ориентации придерживается Либерально-демократическая партия России.

В центристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая Россия» и «Яблоко».

Разнообразна палитра левых сил. В их со­став входят около десяти партий и групп коммунистического направления (Всесоюзная коммунистическая партия больше­виков, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры пролетариата и др.). Наиболее влиятельная из них Коммунистическая партия Российской Федерации. К левым силам относятся также Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации.

Период 2000–2005 гг. выявил, что по сравнению с предыдущим избирательным циклом расстановка политических сил в России значительно изменилась: шла консолидация вокруг трех- четырех партий; наибольшей популярностью в начале XXI в. пользуются «Единая Россия», Союз правых сил, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». При этом «Единая Россия» оттягивала и продолжает оттягивать на себя полюса других партий.

В анализе современного этапа развития политических партий России, на наш взгляд, можно отметить следующие факторы:

1) широкие слои населения убеждены в том, что политические партии в первую очередь должны заниматься не борьбой за власть или защитой интересов своих членов, а выражать и отстаивать интересы всех граждан, вне зависимости от их принадлежности к тому или иному социальному слою, разрабатывать стратегию развития общества, бороться за демократию; следствием данной убежденности является отсутствие широкой и прочной социальной базы у действующих политических партий;

2) большинство партий не имеют четкой идеоло­гической и политической программы, их цели и задачи рас­плывчаты, неконкретны;

3) слаба организационная структура партий, за­частую отсутствуют местные организации. Существующие партии не стали еще кадровыми. Одновременно они не являются и массовыми партиями, отличительная черта большинства из них – малочисленность, они больше напоминают политичес­кие клубы или группы по интересам;

4) отсутствует сплоченность внутри партий и движений, в них идет постоянная борьба за влияние, руково­дящее положение;

5) слаба связь политических партий с избирателями (зачастую полная оторванность от них). Представители многих партий и движений, пройдя на выборах в органы власти, сразу же забывают о своих обещаниях избирателям. Деятельность многих партий активизируется исключительно в предвыборный период.

  1. Понятие политической культуры. Типы политических культур.

Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.

Структура политической культуры:

– политические представления;

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;

– политическое поведение;

– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Типы политической культуры:

1) по уровню общности: общая (типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) по степени согласованности взаимодействия политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низкий уровень конфликтности и политического насилия, высокий уровень материального благосостояния, развитая система социальной защиты населения, многочисленный средний класс) и фрагментарная (отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождения в вопросах понимания власти, социальная разобщенность, отсутствие доверия между различными группами, высокая степень социальной напряженности и конфликтности, нестабильность правительства, применение насилия как метода осуществления государственной власти);

3) по отношению к власти: господствующая ( действующая) и контркультура (претендующая на то, чтобы быть господствующей);

4) по отношению к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) по степени направленности людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими активности);

6) по стилю политического поведения: рыночная (политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (главенствующая роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) по политическому режиму: демократическая и антидемократическая;

8) по классовой принадлежности: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т. п.;

9) по связи с религией: божественно-традиционная (священная природа власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (в основе прагматизм, эмпиризм);

10) по базовым ценностям той или иной общности в политической деятельности: общесоциальная (базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главная ценность – сама власть, человек, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

  1. Политическая социализация и ее типы.

Политическая социализация – процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Политическая социализация представляет собой становление политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Политическая социализация присутствует в любой стране и при любых формах правления.

Основные задачи процесса политической социализации:

– передача новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания;

– создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта для политической деятельности и творчества всех желающих;

– преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

Факторы, влияющие на процесс политической социализации:

– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);

– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);

– средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы);

– характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения;

– культура, наука, искусство;

– национальные традиции.

Тем не менее преобладание в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека широкий выбор для своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Наиболее оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, исторический опыт он связан с прошлым; с помощью норм, институтов, ценностей настоящего и прошлого активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.

Выделяют следующие типы политической социализации:

– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;

– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.