Политические идеи средневековья и Возрождения
Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.
Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.
Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225—1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые
людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.
Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.
По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая.
Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил:
климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.
- 1. Предмет, объект и структура политологии
- Возникновение и основные этапы развития политологии.
- Политическая мысль античности
- Политические идеи средневековья и Возрождения
- Политическая мысль Нового времени
- Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
- Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.
- Политическая жизнь
- Сущность политики и ее роль в обществе
- Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
- Сущность и особенности политическойы власти
- Природа и функции политической власти
- Политический режим: понятие и признаки
- ?Авторитарный режим
- Демократический режим
- Признаки демократического политического режима.
- Президентская, парламентская и смешанная формы демократического режима.
- Тоталитарный режим
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Типология политических систем
- Что представляет политическая система общества. России.
- Государство – главный институт политической системы общества.
- Место и роль государства в политической системе общества
- Понятие и признаки государства
- Форма государства
- Форма государственного правления
- Соотношение типа и формы государства
- Форма государственного устройства
- . Разделение властей как принцип правового государства
- Соотношение и взаимосвязь государства и права
- Правовое государство: понятие и принципы
- Соотношение общества и государства
- Гражданское общество: понятие, структура, признаки
- Понятие, функции и структура политических партий
- Виды политических партий
- Партийные системы
- Общественно-политические движения
- Группы давления
- Партийные системы. Многопартийная система в России.
- Политический плюрализм
- 1.1. Личность как субъект политики 3
- Политическое лидерство
- Типология политического лидерства
- Политическая психология
- Понятие политической элиты
- Политическое сознание: понятие, структура, функции
- Роль идеологии в политике
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Анархизм
- Социализм и социал-демократия
- Национализм
- Политическая культура: понятие и структура
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры в современной России.
- Сущность и структура политического процесса
- Революция и реформа как виды политических преобразований
- Политическая модернизация
- Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса
- Управление конфликтом
- Основные методики разрешения политических конфликтов:
- Принципы данной методики:
- Власть и оппозиция
- Основные идеологические направления и кампании внесистемной оппозиции