Власть и оппозиция
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.[1]
Оппонент — участник диалога, причем как правило (необязательно) публичный и имеет противоположную точку зрения по отношению к другим участникам диалога.
Различие мнений, интересов, позиций, направлений политической жизни, порождаемое самой природой политики, ставит вопрос об отношениях между силами, обладающими политической властью, и теми, кто борется против них. Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния.
В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.
Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.
Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы.
Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.
В России различают так называемую «системную оппозицию», которая сотрудничает с правительством на условиях последнего и представлена в различных органах власти (Государственная Дума, региональных органах власти и т. д.), «внепарламентскую системную оппозицию», в которую входят зарегистрированные Министерством юстиции РФ партии, но не вошедшие в парламент (партия «Яблоко») и «внесистемную оппозицию» (или «несистемную оппозицию») состоящая из незарегистрированных партий и движений.[3][4][неавторитетный источник? 361 день]
Неподконтрольные Кремлю оппозиционные организации сталкиваются с противодействием со стороны государства — драконовским законодательством о партиях, незаконным отказом в регистрации со стороны Минюста, цензурой на крупных СМИ, прежде всего федеральных телеканалах. По словам Владимира Рыжкова, «за последние 4 года (то есть с 2007 года — ред.) по идентичным „формальным причинам“ было отказано в регистрации 9 политическим партиям — от левых до правых. И ни одна новая партия не была зарегистрирована. В современной России это невозможно».[5]
Один из лидеров ОДД «Солидарность» и ПАРНАСа Борис Немцов в программе НТВшники, отвечая на вопрос «Кто если не Путин?», сказал: «Кто-то из представителей оппозиции». Ведущий спросил: «Несистемной? Какой?». Немцов ответил: «А дело в том, что нет никакой другой оппозиции кроме несистемной. Это люди, которые связаны с властью, а мы — нет.»[6]
В феврале 2012 года деятели «Солидарности» Иван Тютрин и Александр Лукьянов сделали вывод о том, что прежнее деление на оппозицию системную и несистемную теряет свою актуальность по следующим причинам: радикализация системных партий, пройденный этапом парламентских выборов и возможное облегчение регистрации партий в будущем в ходе реформы, предложенной Д.Медведевым. Более значимым, по мнению Тютрина и Лукьянова, становится деление на «непримиримых» и «соглашателей». Следует помнить, что разграничение этих двух лагерей основывается не на формальных (таких как встреча Бориса Немцова и Сергея Удальцова с президентом Медведевым в феврале 2012 года), а на сущностных признаках — на неприятии компромиссов с властью по принципиальным вопросам[3].
- 1. Предмет, объект и структура политологии
- Возникновение и основные этапы развития политологии.
- Политическая мысль античности
- Политические идеи средневековья и Возрождения
- Политическая мысль Нового времени
- Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
- Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.
- Политическая жизнь
- Сущность политики и ее роль в обществе
- Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
- Сущность и особенности политическойы власти
- Природа и функции политической власти
- Политический режим: понятие и признаки
- ?Авторитарный режим
- Демократический режим
- Признаки демократического политического режима.
- Президентская, парламентская и смешанная формы демократического режима.
- Тоталитарный режим
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Типология политических систем
- Что представляет политическая система общества. России.
- Государство – главный институт политической системы общества.
- Место и роль государства в политической системе общества
- Понятие и признаки государства
- Форма государства
- Форма государственного правления
- Соотношение типа и формы государства
- Форма государственного устройства
- . Разделение властей как принцип правового государства
- Соотношение и взаимосвязь государства и права
- Правовое государство: понятие и принципы
- Соотношение общества и государства
- Гражданское общество: понятие, структура, признаки
- Понятие, функции и структура политических партий
- Виды политических партий
- Партийные системы
- Общественно-политические движения
- Группы давления
- Партийные системы. Многопартийная система в России.
- Политический плюрализм
- 1.1. Личность как субъект политики 3
- Политическое лидерство
- Типология политического лидерства
- Политическая психология
- Понятие политической элиты
- Политическое сознание: понятие, структура, функции
- Роль идеологии в политике
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Анархизм
- Социализм и социал-демократия
- Национализм
- Политическая культура: понятие и структура
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры в современной России.
- Сущность и структура политического процесса
- Революция и реформа как виды политических преобразований
- Политическая модернизация
- Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса
- Управление конфликтом
- Основные методики разрешения политических конфликтов:
- Принципы данной методики:
- Власть и оппозиция
- Основные идеологические направления и кампании внесистемной оппозиции