4. Античная политическая мысль.
Платон Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:
Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.
Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных),олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.
Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий:
правителей-философов, воинов-стражей, ремесленников.
Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.
Аристотель
Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт
существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:
Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.
В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».
Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.
Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.
5.Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.
- 1.История становления политологии как самостоятельной науки.;)
- 2. Предмет и методы политологии. Основные проблемы современной политической науки.
- 3.Политика: классификация определений, причины возникновения, структура и функции.
- 4. Античная политическая мысль.
- 5. Политический реализм н. Макиавелли.
- 6. Политическая власть: понятие, ресурсы, функции.
- 7. Признаки власти. Принципы легитимности и разделения властей.
- 8.Политическое лидерство как социальный феномен. Основные концепции лидерства.
- 9. Классические и современные теории политических элит.
- 10.Политическая система общества: структура и функции. Типология политических систем.
- 11. Государство: происхождение и сущность.
- 12. Форма государства.
- 13. Функции государства. Фискальная функция государства.
- 14. Понятие, структура и функции политических партий.
- 15. Партийные системы в истории и современности
- 16. Политические партии России в начале XX века
- 17. Основные этапы развития партийной системы России
- 18. Политические партии современной России
- 19 Политический режим: понятие, исторические типы и формы (см ее лекции)
- 20 Политические идеологии: эволюция, исторические типы, функции. ( см ее лекции)