logo
Politologia_No

11. Государство: происхождение и сущность.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Государство возникает на определенном этапе общественного развития и представляет собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является обсуждаемым и поныне, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения.

  1. Естественная теория происхождения (Аристотель, Дюги) – на появление гос-ва повлияли антропологические и демографические факторы.

  2. Теологическая (Фома Аквинский) – гос-во создано богом, получили власть из рук бога

  3. Патриархальная теория (Филмер – XVII) – власть пошла от Адама, Адам получил ее от Бога и от него всем остальным. Гос-во семья, а правитель – отец.

  4. Теория покорения (Гумилович) – гос-во образовалось от завоеваний.

  5. Теория общественного договора (Гоббс, Локк) – человечество до гос-ва жило в естественном состоянии, пользовалось тем, что давала природа, потом понадобилась защита, и люди согласились подчиняться, а власть согласилась их защищать.

  6. Ирригационная теория – для тех гос-в, где вода дефицит.

  7. Соц-экономическая (марксистская) – гос-во возникло тогда, когда появилось разделение труда, собственность и классы.

Формирование государства – длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.

На Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.) устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Афинах и Риме рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Формирование древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Существует мнение, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупная частная собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Подходы к изучению сущности государства:

1) классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения;

2) общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе государство понимается как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.

Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности государства, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.