logo
ответы по политологии)

Политическая мысль эпохи возрождения и Просвещения.

Становление политической науки как самостоятельной сферы исследований и преподавания началось во второй половине XIX века. В это время университетские подразделения государствоведения и политики создавались совместными усилиями историков, юристов, философов, специализировавшихся по политической проблематике. На попытки создания универсальных общественных теорий ученые, занимавшиеся политической сферой, ответили повышенным вниманием к эмпирической методологии (от гр. еmpeiria - опыт), что отразилось в подробнейших описаниях различных типов государств, форм правления, других явлений политической жизни (Теодор Вулси [1801-1889], Вудро Вильсон [1856-1924], Вильгельм Рошер [1817-1894]), Борис Николаевич Чичерин [1828-1904] и др.). Их объяснение политических явлений и процессов исходило из конкретных культурных и исторических фактов и факторов при известном невнимании к природе самого человека и общества в целом. Приоритет при этом начинает отдаваться политической компаративистике (от лат. comparativus - сравнительный). Она делала политологию более восприимчивой к сложности и многообразию норм, ценностей, институтов и социальных структур и к взаимосвязи различных форм политического поведения людей и политических организмов, которые, как полагает современный американский политолог Дэвид Аптер (род. 1924), “могут означать совсем иное для тех, на кого они распространяются”. Сравнительный научный материал приобретал особую ценность в связи с тем, что в процесс исследования включался неизменно присущий политологии каждой страны проблематика теории и практики национальной политической системы. Джон Стюарт Милль (1806-1873) и его последователи считали сравнительный метод в познании общества соответствующим экспериментальным опытам в естественных науках. Именно на этом фундаменте был достигнут дальнейший прогресс политической науки.