Модернизация и ее типы.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – изменение политической системы, характеризующееся возрастанием участия в политике различных групп населения (через политические партии и группы интересов) и формированием новых политических институтов (разделение властей, политические выборы, многопартийность, местное самоуправление). Обычно понятие политической модернизации употребляется применительно к органам, осуществляющим переход к индустриальному обществу и демократическому политическому устройству. В этом случае подчеркивается, что политическая модернизация – это импортирование традиционными обществами новых социальных ролей и политических институтов, сформировавшихся в рамках западных демократий. Возникнув в конце 50-х годов ХХ в. как теоретическое обоснование политики Запада по отношению к развивающимся странам, концепция политической модернизации в конечном счете превратилась в обоснование некой общей модели глобального процесса, суть которой – в описании характерных черт и направлений перехода от традиционного к рациональному обществу в условиях научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем.
В этой концепции, при ее предельной схематизации, выделяются 2 типа модернизации:
- оригинальная, спонтанная, естественная модернизация стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития внутренних процессов (Англия, Франция, США);
- вторичная, отраженная модернизация, характерная для стран, по тем или иным причинам отставшим в своем развитии и стремящихся за счет широкого использования опыта передовых государств догнать их по уровню и качеству жизни, то есть своего рода “осовременивание вдогонку”. С определенной долей условности можно говорить о существовании 2-х этапов в развитии концепции политической модернизации. На начальном этапе развития этой теории политическая модернизация воспринималась как: а) демократизация развивающихся государств по образцу западных стран; б) условие и средство успешного социально-экономического развития стран “третьего мира”; в) результат их активного сотрудничества с США и государствами Западной Европы. С середины 60-х годов ХХ в. подобный “однолинейный” подход, абсолютизация влияния Запада стали подвергаться острой критике, на первый план выдвинулась проблема политической стабильности развивающихся государств, без которой нельзя было решить задач социально-экономического прогресса. Стала поддерживаться концепция “нового авторитаризма”, суть которой заключалась в отказе от либеральных подходов к политическому развитию и демократизации. Современный этап развития концепции политической модернизации характеризуется возникновением теорий “частичной модернизации”, “тупиковой модернизации”, “кризисного синдрома модернизации”. В них речь идет о неизбежности острого столкновения старых, традиционных для данной политической культуры ценностей и норм политической жизни и новыми, модернизированными институтами, которые не могут без серьезных перемен прижиться в обществах “догоняющего” развития.
Уровень модернизированности новых институтов определяется реализацией четырех групп проблем:
- выведением из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов;
- созданием открытой социальной структуры путем преодоления жесткой территориальной и профессиональной привязанности людей;
- формированием культуры, обеспечивающей взаимную безопасность открытого политического соперничества в борьбе за власть;
- созданием системы органов государственного управления и местного самоуправления, способных стать реальной альтернативой традиционному бюрократическому централизму.
- Политология и ее предмет.
- Основные методы современных исследований политики и функции политолога.
- Политическая философия Античности и Средних веков.
- Политическая мысль эпохи возрождения и Просвещения.
- Политическая философия в XIX веке.
- Развитие политической науки хх века.
- Отечественная политическая наука: прошлое и настоящее.
- Понятие политической власти, её характеристика (структура и функции)
- Легитимность политической власти. Типы легитимности.
- Современная концепция политики, ее сущность, структура, функции.
- Функции политики в современном обществе
- Классификация политики.
- Политические элиты и их типология.
- Политическое лидерство. Типология лидерства.
- Демократия в прошлом и настоящем. Признаки демократического режима.
- Авторитаризм и его разновидности.
- Тоталитаризм: истоки, сущность, типология.
- Политическая система, ее компоненты.
- Государство: сущность, функции, институты.
- Типология современных государств.
- Политические партии: истоки, сущность, типология.
- Партийно-политические системы современности, их характеристика.
- Политическая культура: сущность, типология, функции.
- Либерализм: прошлое и настоящее.
- Консерватизм и неоконсерватизм.
- Социал-демократия: теория и практика.
- Коммунистическая доктрина: содержание, причины кризиса.
- Процесс политических изменений. Революция и реформа.
- Модернизация и ее типы.
- Политические конфликты и их типология.
- Теория и практика современных международных отношений.
- Проблемы, стоящие перед международными отношениями на современном этапе
- Международные правительственные и неправительственные организации.
- Партийно-политическая система современной России.
- Группа давления. Лоббизм в современной России.
- Выборы в органы государственной власти.
- Политическое устройство современной России.
- Полномочия Президента рф
- Полномочия Правительства рф
- Полномочия Конституционного Суда рф
- Гражданское общество: история и современность.
- Правовое государство: сущность, современные формы.
- Концепция национальной безопасности России: суть и задачи на долгосрочную перспективу.
- Политическое сознание: понятие, типология, функции. Политическая идеология.
- Россия в современной международной политике.
- Международная политическая система: история и современность.