logo
ископаемый сырье

Торговые связи Украины

Доля Украины в мировой торговле до сих пор не слишком высокая. Недостаточно используются возможности для международной кооперации, внешних инвестиций и т.п. Несмотря на это украинская продукция хорошо известна во многих странах: для некоторых стран и регионов Украина является важным партнером в экономическом сотрудничестве. Неоднозначное положение Украины в международном территориальном разделении труда объясняется влиянием ряда предпосылок, прежде всего природных, демографических, историко-экономических, геополитических. Природные предпосылки. В отличие от крупнейших стран мира (Россия, США, Китай, Канада) Украина не обеспечивает себя полностью минеральными ресурсами; однако она имеет значительный природно-ресурсный потенциал и в этом отношении находится в более выгодном положении, чем некоторые экономически развитые страны (Япония, Италия). Говоря о природные предпосылки, нужно выделить агроклиматические условия, которые издавна способствовали превращению Украины на большой регион сельскохозяйственного производства, особенно зернового хозяйства, свекловодства, скотоводства, свиноводства. Эти условия создаются уникальными черноземными почвами, достаточным количеством тепла, умеренной влажностью, преимущественно равнинным характеру территории. Мы имеем немалые ресурсы полезных ископаемых; некоторые из них имеют мировое значение: железные и марганцевые руды, поваренная соль, каменный уголь. Значительный рекреационный потенциал страны, - это побережья теплых морей, комплексы Карпат и Крыма, минеральные источники, лечебные грязи лиманов, озокерит. Некоторых важных ресурсов не много, -вот как нефть, газ, большинство руд цветных металлов, древесина. В последнее десятилетие значительно уменьшились рыбные ресурсы Черного и Азовского морей. В целом, за природными ресурсами страна находится в состоянии определенного равновесия: дефицит (а следовательно, импорт) одних видов ресурсов компенсируется достаточным количеством других, не менее важных. Демографические предпосылки. Имея 49,9 млн чел. населения, Украина использует значительные трудовые ресурсы и потенциально широкий рынок сбыта потребительских товаров. В трудоспособном возрасте находится 56% населения, в общественном производстве занято 25 млн работников. Трудовые ресурсы страны характеризуются высоким уровнем квалификации и образования; удельный вес специалистов с высшим и средним образованием составляет 29%, все взрослое население образованное. В 159 высших учебных заведениях обучается около 800 тыс. студентов. Что касается внутреннего рынка сбыта потребительских товаров, в том числе импортных, то он формируется не только простым численности населения, но и его покупательной способности. С улучшением благосостояния народа покупательная способность будет расти и рынок Украины будет привлекать зарубежных производителей товаров народного потребления. Историко-экономические предпосылки. В течение столетий, вплоть до недавнего времени, весьма большие территории Украины завойовувались или восхищались теми или иными государствами. Поэтому с точки зрения территориального разделения труда ее экономика работала, прежде всего, на внутренний рынок того государства, к которой она входила полностью или частично, и экономика страны развивалась по принципу дополняемости: размещались лишь те отрасли производства, которые здесь были самые эффективные с точки зрения межрегионального обмена. Так, наличие высококачественной железной руды и коксующегося угля, в отношении густая сеть железных дорог, достаточное количество трудовых ресурсов, выгодное географическое положение обусловили превращение Донецко-Приднепровского района на первую металлургическую базу не существующей уже государства СССР. Эти же факторы способствовали развитию металлосодержащего машиностроения, теплоэнергетики, основной химии. При этом производство намного превышало собственные разумные потребности Украины. В частности, за ее пределы шло 43% черных металлов, 25% железной и 82% марганцевой руды, 20% коксопродуктов, значительная часть тепловозов, азотных удобрений, кальцинированной соды, цемента, угля, электроэнергии. За многими важнейшими видами производства тяжелой промышленности доля Украины была намного выше ее удельный вес в территории, населении, валовом общественном продукте бывшего СССР. Кроме того, Украина вывозила за свои пределы 42% произведенного сахара, 25% масла, а также мясо, сливочное масло, мука, овощи, вино.  В то Же время Украина, имея высокую плотность населения, высококвалифицированные трудовые ресурсы, заметно отставала по трудоемкими видами производства, особенно в текстильной промышленности, инструментального машиностроения, автомобилестроения. Товары этих отраслей производства в большом количестве завозились в Украину из других союзных республик. Второй составляющей историко-экономических предпосылок внешнеэкономических связей Украины были ее ориентация на страны Восточной Европы, особенно после создания Совета Экономической Взаимопомощи. Это также следовало прежде всего из политических соображений. Украина поставляла в эти страны железную и марганцевую руду, прокат черных металлов, электроэнергию, азотные удобрения, станки и оборудование. Вместо этого она получала продукцию машиностроение (станки, транспортные средства, электронику), легкой и пищевой промышленности, фармацевтические товары. На "страны СЭВ" приходилось 70% украинского внешнего товарооборота. В то же время связи со странами "несоціалістичної" системы развивались медленно, что также было следствием политических причин. Относительно успешно развивались торговые отношения с Индией, а со странами Западной Европы, Северной Америки и Японией товарооборот был незначительный.

Украина вопросы безопасности (сравнение с РФ больше ничего не нашла) , существование территорий вне пределах и претендует ли на них государство (не знаю про какую территорию тут имеется в виду но в инете ничего не нашла)

Одним из достоинств законодательства Украины в сфере обеспечения национальной безопасности является наличие таких основных законов, как Закона Украины "Об основах национальной безопасности Украины" и Закона Украины "О контрразведывательной деятельностиРассматривая в целом проблему законодательного обеспечения национальной безопасности в России и в Украине, можно сказать о единстве подходов законодателей двух стран к изложению содержания большинства правовых институтов. Однако в Украине наблюдаются более или менее удачные попытки создания собственного понятийного аппарата. В этой связи следует отметить данное украинской стороной в Законе Украины "Об основах национальной безопасности Украины" определения национальной безопасности, правоохранительных органов, военной организации государства.

Как недостаток законодательства Украины следует отметить путаницу в терминологии и определении содержания основных направлений деятельности спецслужб Украины: разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной. В украинском законодательстве гораздо чаще, чем в российском, употребляется термин "специальный" без расшифровки его содержания.

Закрепление в проекте федерального закона "О национальной безопасности" приоритетов национальных интересов будет вполне оправданным и целесообразным, так как позволит более конкретно определить задачи по обеспечению национальной безопасности в целом, ее каждого вида в частности, а также задачи, функции и компетенцию каждого государственного органа обеспечения безопасности.

Довольно интересным институтом является институт Уполномоченного по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины.

Сравнивая правовое положение Совета национальной безопасности и обороны Украины и Совета безопасности Российской Федерации, можно констатировать определенную идентичность их конституционно-правового статуса. Однако в украинском законодательстве более четко прослеживается тенденция наделения Совета национальной безопасности и обороны контрольными полномочиями, особенно за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны. Ведущим государственным органом в системе обеспечения национальной безопасности Украины является Служба безопасности Украины. Украинский законодатель определяет СБУ как государственный правоохранительный орган специального назначения. Для СБУ основными видами деятельности являются: разведывательная, оперативно-розыскная, контрразведывательная, борьба с коррупцией, с терроризмом, охрана государственной тайны, а также иные виды деятельности, предусмотренные законодательством Украины.

По мнению автора, законодателям двух стран следует четко определять содержание основных видов деятельности специальных служб, и в особенности - оперативно-розыскной и контрразведывательной. Так, украинское определение оперативно-розыскной деятельности как системы гласных и негласных поисковых, разведывательных, контрразведывательных мер, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств, фактически ставит эти виды деятельности в неравное положение: оперативно-розыскная деятельность поглощает и разведывательную, и контрразведывательную.

Следует внимательно изучить такой элемент статуса СБУ как специально уполномоченного органа государственной власти в сфере обеспечения охраны государственной тайны. Административные полномочия СБУ в сфере охраны государственной тайны прописаны более конкретно и предметно в Законе Украины, чем полномочия органов федеральной службы безопасности и иных органов защиты государственной тайны в Законе РФ "О государственной тайне". Предписания СБУ, направленные вовне в целях охраны государственной тайны, более императивны, чем полномочия российских органов защиты государственной тайны. Например, мотивированное заключение органа СБУ, осуществлявшего проверку, о невозможности предоставления гражданину допуска к государственной тайне является обязательным для выполнения должностными лицами, уполномоченными принимать решение о предоставлении допуска к государственной тайне, но не исключает повторного запроса по этому поводу в случае изменения обстоятельств, при которых допуск к государственной тайне признан невозможным.

Несколько слов о перспективах правового регулирования организации и деятельности органов национальной безопасности Украины. Особенную важность данный вопрос приобретает в современных условиях, когда среди государств-участников СНГ наметились заметные расхождения во взглядах на модели построения национальных систем обеспечения безопасности. Это наглядно показывают события, происходящие в Украине, которая стремится войти в НАТО.