logo
Бакалавры экономики / Политология / Тексты лекций / Политология

2. Типы избирательных систем

Представительная демократия за свою 300-летнюю историю выработала две основные формы избирательной системы: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

Мажоритарная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший большинство голосов. Но большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% + голос и более). Пример – Австралия. Относительное большинство означает, что на выборах побеждает тот, кто набирает голосов больше, чем каждый их его соперников - «система первого пришедшего к финишу». Такая система существует в четырех странах – США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия. В целом мажоритарная система способствует возникновению и укреплению двух – или трехпартийных систем.

Пропорциональная избирательная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов. Эта система распространена более широко, чем мажоритарная. В странах Латинской Америки выборы проводятся только по пропорциональной системе. Целью данной системы является широкое и пропорциональное представительство в органах власти политических партий социальных и национальных групп. Данная система способствует развитию многопартийности. Она используется в Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.

Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности:

Если мажоритарные системы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны. Выделяют три типа пропорциональных избирательных систем: 1) системы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма; 2) избирательные системы с недостаточным пропорционализмом; 3). системы, использующие различные заградительные барьеры проникновения представителей некоторых политических сил в парламент. В ФРГ, например, партии не набравшие 5 % голосов избирателей в границах всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» существует и в ряде других государств.

Смешанная избирательная система, которая должна использовать положительные характеристики и мажоритарный и пропорциональный избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы состоит в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной системы.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается за счет распределения мандатов за счет крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать коалиции или слияния еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по возможности, выполнить свои предвыборные обещания или откликнуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, отданные всем другим кандидатам при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. В результате получается:

  1. значительная часть избирателей страны (иногда 50 %) остаются не представленными в органах власти;

  2. партии и движения, получившие на выборах меньшее количество голосов, чем их соперник, могут оказаться представленными в парламенте большинством депутатских мест;

  3. две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов проводят в парламент неодинаковое количество депутатов. Более того, не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще не одного мандата.

  4. существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через «нарезку избирательных округов». И здесь, зная предпочтения избирателей можно манипулировать географией округов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающего на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах и даже политический радикализм.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно выражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относиться и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах.

Пропорциональной избирательной системе присущи следующие недостатки:

  1. относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиции. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострений противоречий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Кроме того, политика правительства, сформированная на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью, что способствует снижению эффективности работы правительства;

  2. пропорциональная система создает возможность войти в парламент мелким националистическим, религиозным, региональным партиям. Эта сильная сторона данной системы является также ее недостатком, поскольку в результате этого политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, на общенациональном уровне, получают представительство в органах государственной власти;

  3. поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями;

  4. это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов. Депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем своих избирателей.

Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Англии, США, Франции, Японии и других странах. Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Норвегии, Греции, Италии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и других странах. В ряде стран действуют смешанные избирательные системы, т.е. системы, которые, по замыслам законодателей, должны вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной избирательной системы.