logo
Бакалавры экономики / Политология / Тексты лекций / Политология

3. Избирательная система в современной России

После соответствующего реформирования избирательная система в РФ складывается по закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (от 24 мая 2005 г.). до этого момента Госдума формировалась на основании смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы выборов. Это означало, что 225 депутатов из 450, или 50%, избиралось по мажоритарной системе в одномандатных округах (один округ = один депутат), а остальные 225 – по пропорциональной системе (по партийным спискам)альной системеепутатарной системе в одномандатных округах ()РФвается по закону "000000000000000000000000000000000000000000000) по единому общефедеральному избирательному округу.

В соответствии с новым законом отныне Государственная Дума будет формироваться исключительно по пропорциональной системе. Практика выборов депутатов по одномандатным округам упраздняется, порог прохождения партий в Госдуму повышается с 5 до 7 %, возможность создание предвыборных блоков исключается. По новому закону все 450 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Партия, набравшая наибольшее количество голосов избирателей по итогам голосования, получит и наибольшее число депутатских мандатов, пропорционально достигнутым результатам.

Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей, а также в случае, если ни один из партийных списков не наберет 7% голосов или если все списки получили в совокупности 60% или менее голосов избирателей.

Распределение мандатов может начаться только в том случае, если хотя бы две партии преодолели 7%-ный барьер. Набрав в сумме более 60% голосов. В этом случае мандаты делятся без «остатка». Такая норма исключает образование однопартийной Госдумы. В случае, если все партии, преодолевшие 7%-ный порог, не набрали в совокупности 60% голосов, то в парламент могут быть допущены и кандидаты от партий, получивших менее 7% голосов. Это необходимо для того, чтобы общая сумма голосов избирателей составила не менее 60%, требуемых по закону.

Смешанная система выборов позволяет, во-первых, выявить, а затем избрать через конкурентную борьбу в число депутатов и, соответственно, также в политическую элиту страны наиболее популярные и подготовленные, с точки зрения избирателей, политические фигуры. Смешанная система позволяет, во-вторых, выявить и вывести на политическую арену страны и регионов наиболее значимые политические силы (партии и их блоки) и их программы действий. Это происходит в едином избирательном округе по пропорциональной системе голосования. Выявление таких сил позволяет определить и доминирующие в обществе интересы, что помогает более верно и обоснованно определить вектор развития страны. Сочетание этих двух положительных качеств смешанной системы выборов особенно важно для переходных стран, таких как Россия, остро нуждающихся в ярких политических деятелях и формировании политических сил общегосударственного масштаба.

За неполные 20 лет своего развития (1989-2006 г.г.) избирательная система в современной России прошла через четыре этапа, преодолела четыре крупных поворота: один этап и первый поворот еще в советское время при М.С. Горбачёве и три последующих – при двух российских президентах. Один – при Б.Н. Ельцине (в 1993 г.) и два – при В.В. Путине (в 2000 и 2005 г.г.). Для относительно короткого исторического времени четыре радикальные трансформации – слишком много. Частая смена правил мешает складываться определенным традициям, привычкам, вызывает недоверие граждан к власти и самим выборам, способствуют росту политической апатии и нежеланию участвовать в выборах.

Дело в том, что переходным обществам свойственны противоречивые демократические процессы, это характерно и для России. В современной РФ начиная с 2000 г. наблюдается заметное повышение роли руководящих властных органов (так называемого административного ресурса), а также «партии власти» в самом избирательном процессе и его прогнозируемых результатах. Тем не менее достаточных оснований говорить о полном возврате к советской безальтернативной практике выборов нет. Существует и развивается реальная «разноцветная» многопартийность, находящаяся под эгидой государства, постепенно развиваются разнообразные структуры гражданского общества, органы представительной власти формируются в положенные по закону сроки и в конкретной борьбе из представителей партий различной ориентации. Главная же гарантия невозврата к тоталитарной системе заключается в тех качественных переменах, которые произошли в российском обществе.

Неразвитость и вытекающая из этого неустойчивость нашей политической системы приводит к тому, что роль первых лиц государства заметно выше того уровня, который характерен для высокоразвитых демократических стран. Эта роль проявляется как в отношении политической системы в целом, так и в отношении избирательной системы. И та и другая система трансформируются и реформируются, как правило, под воздействием властной воли первых лиц государства. Это явный признак авторитарного правления. И до тех пор, пока не стабилизируется и не устоится новая политическая система, не стабилизируется и избирательная. Таков закон трансформации всяких систем, в том числе современных российских.