logo
Шпоры по политологии

Основные социально политические функции сми

Среди функций средств массовой информации необходимо отметить наиболее важные: информационную, образовательную, функцию социализации, критики и контроля, артикуляции и интеграции,

инновационную, оперативную, мобилизационную.

Одной из общественно значимых политических функций средств массовой

коммуникации является первоочередная функция – информационная. Она заключается в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях.

Образовательная функция проявляется в сообщении респонденту знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс–медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии. Образовательная роль СМИ тесно связана с функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование

предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и

образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Контрольная функция, основывающаяся на авторитетности общественного мнения, в сфере освещения вопросов этнополитики наряду с функцией критики призвана осуществлять контроль за деятельностью

этнических групп, и особенно их официальных представительств, т.е. национально-культурных центров.

Наряду с вышеперечисленными общеизвестными функциями также отмечаются некоторые дополнительные функции средств массовой информации. Среди них можно выделить такие функции СМИ, как

инновационную, проявляющуюся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативную – обслуживание СМИ политики определенных партий и

ассоциаций. Все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению.

Следовательно, можно сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического влияния. Хотя масс–медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальности они достаточно самостоятельны, ибо имеют свои

собственные, порой расходящиеся с потребностями общества цели деятельности, используя для их достижения различные методы. Зачастую такие методы отличаются своим деструктивным характером.