Россия, как федеративное государство
Россия в начале XXI века переживает сложный переходный период в своем экономическом и политическом развитии. Стране приходится одновременно решать ряд серьезных социально-политических и экономических проблем, охватывающих существенные аспекты общественного, государственного и федеративного устройства России. Нерешенность указанных проблем федерализма России определяет актуальность темы исследования. 90-е годы ознаменовались формированием новых федеративных отношений в России. Выход из острого политического государственного кризиса в
известной степени определился подписанием Федеративного Договора, который предотвратил развал России по примеру Советского Союза. Требует своего решения и проблема выравнивания уровней социально-экономического развития регионов в Российской Федерации. Разница в уровне обеспеченность стандартами социальных благ
между субъектами Федерации сильно различается, что крайне опасно для федеративного государства. Сегодня из 89 субъектов Федерации только 10 обеспечивают более половины поступлений в доходную часть федерального бюджета. В то же время многие территории не только не в состоянии перечислять сколько-нибудь значительные суммы в федеральный бюджет, но и сами оказываются во все
большей зависимости от финансовой поддержки центра. В связи с этим должны быть разработаны научно-обоснованные программы преодоления этих
противоречий, прежде всего путем устранения различий в социально-экономическом развитии территорий. Федерализм направлен на достижение как единства, так и разнообразия; федерализм означает как структуру, так и процесс управления; федерализм является как политическим, так и социально-культурным феноменом; федерализм касается и средств, и целей; при помощи федерализма преследуются как ограниченные, так и широкие цели. Россия как федеративное государство имеет ряд признаков, составляющих ее конституционноправовой статус. К ним относятся суверенитет, территория, т. е. пространственный предел распространения суверенитета, Конституция и законодательство федерации, федеральное гражданство, система федеральных органов государственной власти, единые Вооруженные силы и система обеспечения обороны и безопасности, федеральная собственность и единые валюта и экономическое пространство, международная правосубъектность, государственный язык и государственные символы. Рассмотрим наиболее важные из них. Российская Федерация - суверенное государство. Вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах решен одинаково: федерация суверенна, а ее субъекты нет. На мой взгляд, ошибочны нормы и Федеративного договора 1992 г., и ряда конституций республик в составе федерации, провозгласившие суверенитет республик. Ведь субъекты Российской Федерации обладают самостоятельностью только при решении вопросов своей внутренней жизни, находящихся вне пределов ведения федерации и полномочий федерации по так называемым предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. А термин "суверенитет" означает полную независимость как во внутренних делах, так и во внешних отношениях. Субъекты же федерации связаны обязанностью принимать только те правовые акты, которые не содержат норм, противоречащих федеральной Конституции и законам.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет политологии и методы его изучения. Место политологии среди гуманитарных наук.
- Категории и функции политологии
- Политика и власть
- Соотношение общества и государства
- Политика и экономика
- Политика, как функция реализации классовых интересов
- Политика и мораль
- Политика и идеология
- Политика и религия
- Роль масс в политике
- Политические интересы: сущность и многообразие
- Социальная дифференциация и политическая реальность современной России
- Личность, как субъект и объект политики
- Политические права личности и проблема их гарантий со стороны государства
- Концепции формирования политической элиты
- Формирование политической элиты в России
- Политическое лидерство. Концепции лидерства
- Молодежь. Отражение ее интересов в политике
- Национальные процессы в современном мире
- Место этносов в системе политических отношений
- Национальный вопрос. Политические пути его разрешения
- Россия, как федеративное государство
- Политическая система общества: структура, функции, типы
- Важнейшие черты современных политических систем: рф, сша, Англия, Франция
- Сущность и пути модернизации политической системы
- Разделение властей, как теория и принцип
- Разнообразие форм современных государств
- Современные функции государства
- Принципы формирования правового государства
- Политические теории происхождения государства
- Соотношение полномочий центра, регионов и местного самоуправления
- Гражданское общество и государство
- Гражданское общество в России
- Сущность политических партий, их функции и типы
- Политические партии, сравнительный анализ их программ
- Политические партии рф их общая характеристика
- Политические режимы и их типология
- Современные авторитарные режимы
- Современные тоталитарные режимы
- Современные либерально-демократические режимы
- Роль общественно неполитических организаций: молодежных, профсоюзных, спортивных предпринимательских
- Политическая культура: понятие структура, типы
- Особенности политической культуры в России
- Роль сми в политической жизни общества
- Основные социально политические функции сми
- Политическая идеология, как форма общественного сознания
- Сущность и основные черты политической идеологии
- Функции политической идеологии
- Формирование политического сознания
- Социалистическая идеология
- Идеи неолиберализма в России и за рубежом
- Неоконсерватизм, его основные черты
- Политические конфликты: сущность, истоки и типология
- Революция как форма социально политического конфликта
- Война как форма социально политического конфликта
- Экономическая и политическая глобализации
- Взаимосвязь внутренней и внешней политики государств
- Взаимосвязь и противоречие современного мира
- Особенности международных политических процессов
- Место России в новом международном порядке