Сущность и принципы правового социального государства
Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства как противовес самовластию и произволу личности правителя звучала уже в трудах античных мыслителей. Так Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Сходные взгляды развивались другим выдающимся древнегреческим философом Аристотелем. Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимозависимости и согласованного взаимодействия права и власти.
Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к к. XVIII – нач. XIX в. – периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола, утверждались принципы свободы и равенства людей, неотчуждаемости естественных прав, ответственности публичной политической власти перед обществом.
В разработку концепции правового государства внесли вклад Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и др. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе нач. XIX в. в трудах К. Велькерта и Р. фон Моля.
Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Иначе говоря, правовое государство можно определить как государство, в котором господствуют право и закон.
Основополагающими принципами правового государства являются:
Принципы правового государства
-
ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией правового государства.
-
НЕОТЧУЖДАЕМОСТИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН признание, утверждение, надлежащее гарантирование и реализация прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека имеют естественный характер (принадлежат ему от рождения), а не являются октроированными (дарованными, жалованными).
-
ВЗАИМНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Граждане несут ответственность перед государством по соблюдению установленных правовых норм.
-
РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ, ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ, СУДЕБНУЮ исключение монополизации власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечение соответствия всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. В правовом государстве разделение властей включает в себя организационно-правовой механизм их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из них в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечения самостоятельности и независимости от других властей.
-
ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЗАКОНОВ реализуется путём деятельности независимых контрольно-надзорных органов (судов, прокурорского надзора, арбитража и др.).
Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека – систему взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определенных прав и соответствующих обязанностей.
В современной политической теории и практике понятие правового государства неразрывно связано с идеей социального государства.
Впервые концепция социального государства была выдвинута немецким ученым Л. Штайном во второй половине XIX в. Он писал, что социальное государство “обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого”. В 1930 г. немецкий ученый Г. Геллер ввел в научный оборот понятие “социальное правовое государство”.
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, поддержки социально слабых групп населения. В таком государстве реализуется принцип соучастия граждан в управлении производством и распределении благ, обеспечивается социальная справедливость путём предоставления равных возможностей для самореализации личности в обществе.
Историческая практика формирования правового социального государства в развитых западных странах (США, Германии, Англии, Скандинавских странах и др.) позволяет сформулировать ряд условий, необходимых для формирования социального государства:
-
реализация всех принципов правового государства;
-
законодательное закрепление частной собственности, принципов смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы и демократии;
-
открытость государственной власти, ее демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру, общественному согласию и справедливости;
-
гарантированная социальная защита всех слоёв населения;
Социальное государство формируется только на основе целенаправленной политики
- Определение и происхождение политики. Структура, виды, уровни политики
- Функции политики. Связь политики с другими сферами общества
- Политология, её предмет и объект. Структура и методы политологии
- Основные направления современной политологии
- Становление политологии как науки
- Функции политологии. Связь политологии с другими науками.
- Определение власти. Политическая власть
- Легитимность и легальность политической власти. Легитимация политической власти
- Функции и структура политической власти. Ресурсы власти
- Политические идеологии либерализма и консерватизма
- Либерализм
- Консерватизм
- Политическая идеология социализма
- Социализм
- Политические идеологии национализма, империализма и расизма
- Национализм
- Империализм
- Определение и структура политической системы. Модель политической системы д. Истона
- Модель политической системы д. Истона.
- Функции политической системы. Типология политических систем.
- Характеристика тоталитарного режима
- Характеристика авторитарного режима
- Характеристика демократического режима
- Определение и основные концепции происхождения государства
- Необходимые элементы и признаки государства. Функции государства
- Формы государственного устройства и правления
- Характеристика законодательной власти
- Характеристика исполнительной власти
- Премьер-министр министры
- Характеристика судебной власти
- Определение и происхождение политических партий
- Основные признаки, функции и структура политических партий
- Структура политической партии
- Официальная партийная организация
- Типология политических партий
- Сущность и разновидности партийных систем
- Определение выборов, их основные функции
- Избирательное право, его основные принципы
- Избирательный процесс, его основные компоненты
- Избирательные системы
- Сущность и принципы правового социального государства
- Определение и основные черты гражданского общества, его взаимодействие с правовым государством
- Содержание и структура политической культуры
- Типология политической культуры
- Сущность политического конфликта. Типология политического конфликта
- Политический кризис: типы и виды
- Сущность и структура политического процесса. Субъекты политического процесса
- Политическое лидерство. Политическая элита
- Внешняя политика
- Политическое поведение и политическое участие. Абсентеизм
- Система международных отношений
- Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
- Субъекты международных отношений
- Геополитика
- Средства массовой информации и их влияние на политическую сферу общества.