logo
ответы политология

Легитимность и легальность политической власти. Легитимация политической власти

Легитимность власти – признание обществом законности, правомерности официальной власти.

Легитимация власти – обретение властью законности.

Легитимность власти часто меняет свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности.

В политической науке выделяют следующие средства легитимации, т.е. узаконивания власти:

  1. Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.

  2. Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.

  3. Правовые средства – правовое (законодательное) закрепление политической ситуации и политического курса.

  4. Силовые средства – оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

  5. Политические средства – репутация власти, её этические (нравственные) качества

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность" (от лат. 1ееШтщ - законный). Сразу подчеркнем, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

Легальность власти – правовое, формальное закрепление власти.

В науку понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером.

Три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти.

Во- первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству.

Во- вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя.

В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Типы легитимности по М. Веберу

Традиционная

Легитимность

Харизматическая

Легитимность

Рациональная

легитимность

Источники власти.

Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков.

Особые качества (харизма) политического лидера.

Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан.

Тип лидера.

Монарх, религиозный советник.

Пророк, военачальник, популист, демагог.

Избранное должностное лицо.

Доминирующий тип социального поведения.

Традиционное.

Эмоциональное.

Целерациональное.

Типичная форма правления или режим.

Монархия.

Плебисцитарная диктатура.

Парламентская демократия.

Исторические примеры.

Древние восточные империи, средневековая Европа.

Юлий Цезарь, Наполеон, Гитлер, Муссолини, Сталин, Мао Цзэдун и др.

Страны З. Европы, Канада, Австралия, США.

Такая дифференциация говорит об очень многом. Перефразируя известную поговорку, можно констатировать: "Скажи мне, какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее экономического и политического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже о "продолжительности ее жизни". По крайней мере, можно с достаточно высокой степенью точности сказать, будет эта власть долговременной или кратковременной.

В частности, очевидно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств со слаборазвитой политической системой. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это не результат закономерных процессов, а следствие особых обстоятельств (например, богатство энергоносителей в таких странах, как Арабские Эмираты, Кувейт, и др.). По форме правления - это монархии либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально-правовая власть, то он характерен для государств с высокоразвитой политической системой. Далее, традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия.

Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью.

Харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен — революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей "поднять", мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск "врагов народа", физические расправы и тд. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизации) формы политической власти.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель.