logo
политология / Политология / Политология / Билеты по политологии1

16.Политические идеи а.Герцена , н.Чернышевского

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870 ) – русский революционер. Закономерность исторического развития Герцен искал в объективных условиях жизни человеческого общества . К противоречиям , лежащим в основе общественного развития, Герцен относил внутреннюю борьбу между привилегированными и угнетенными классами и конфликты между личностью и средой. Классы он различал не по их отношению к средствам производства ,а лишь по различию в имущественном положении. Движущей силой истории считал народ. Свое мировозрение Герцен назвал реализмом. Реализм в его понимании охватывал разные области бытия: утверждение материалистической философии, демократических и революционных общественных идеалов, новой морали нового человека. Формирование гуманной свободной личности , которая стремиться к преобразованию общества на разумных началах , он считал основной задачей воспитание.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889 ) – русский революционер – демократ, философ – материалист, социалист –утопист, экономист, литературный критик. Наряду с Герценым Чернышевский – один из родоначальников народничества. Составной частью революционно – демократической программы Чернышевского был национальный вопрос, решение которого он считал возможным лишь при условии социального освобождения трудящихся.

Чернышевский раскрывал классовое содержание расизма, новинизма в частности украинского буржуазного национализма, отстаивал право народов на национальную независимость, равноправие, государственное самоопределение. Чернышевский доказывал историческую обусловленность , классовый характер эстетических идеалов, боролся за идейность и народность литературы и искусства, рассматривал основной вопрос эстетики с материалестической позиции, считал реализм важнейшим принципом искусства.

Революционеры – демократы А.Герцен и Н.Чернышевский считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По их мнению это должна быть крестьянская революция, которая установит “соц. Республику с верховной властью народа. Основой будущего экономического и политического строя они считали крестьянскую общину. В этом проявлялся их утопизм так как уже тогда община не представляет собой единого образования, она расслаивалась. По Чернышевскому в “социальной республике” законодательная власть принадлежит народу, а правительство должно быть ответственно перед ним. “Право народа”, представленного народным собранием – контролировать исполнительную власть.