7. Проблема монархии и республики
Это сложная и до недавнего времени запрещённая для дискуссии и размышления проблема. В нескольких словах здесь её не осветить и не поставить. В нашей современной России эта проблема особенно болезненна как в кругах монархистов, так и в демократических кругах. Три уровня монархических идей — Иван Солоневич (уровень инстинкта и народных нравов), Лев Тихомиров (уровень души и нравственной идеи в обществе) и Иван Ильин (уровень духа и религиозного правосознания в народе) — представляют широту, глубину и деликатность монархического устройства и вместе с тем естественность его для России. Республиканско-демократические умонастроения более просты и практичны, но далеки от глубинных душевных и духовных корней русского, более близки окраинам России, проявляются в казачей среде, легки и положительны для самоуправляющейся и ответственной личности и инструментарны (в разрушительном и воинственном плане) для врагов России.
Их удачное и положительное сочетание, "непредрешение", предпочтение и учреждение — всё это исторические проблемы и пока далеки от должного разрешения. Понять, в чём существо этой проблемы, можно, для начала прочитав труд И. А. Ильина "О монархии и республике". Предлагаемая Ильиным Конституция — первый шаг для решения этой проблемы.
Ильин, будучи монархистом со своим самым возвышенным и глубоким трактованием монархической идеи, оставался "непредрешенцем" и предлагал взять всё лучшее из обоих предпочтений правосознания. Главный исследователь творчества И. А. Ильина проф. Николай Петрович Полторацкий (1921-1990) выделил в своей работе "Монархия и республика в восприятии И. А. Ильина" двадцать таких предпочтений:
Монархическое правосознание - Республиканское правосознание
-
Олицетворение власти и государства-народа - Растворение личного начала и власти в коллективе
2.Культ ранга - Культ равенства
3.Мистическое созерцание верховной власти - Утилитарно-рассудочное восприятие власти
4.Приятие судьбы и природы, ведомых Провидением - Человеческое изволение выше судьбы и природы
5.Государство есть семья — патриархальность и фамилиарность - Государство есть свободный равный конгломерат, уравнительное всесмешение
6.Пафос доверия к главе государства - Пафос гарантии против главы государства
7.Пафос верности - Пафос избрания угодного "Rebus sic stantibus" [44]
8.Центростремительность - Центробежность
9.Тяга к интегрирующей аккумуляции - Тяга к дифференцированной дискретности, атомизму
10.Культ чести - Культ независимости
11.Заслуги служения - Культ личного успеха, карьеры
12.Стихия солидарности - Стихия конкуренции
13.Органическое восприятие государственности - Механическое восприятие государственности
14.Культ традиции - Культ новаторства
15.Аскеза политической силы суждения - Притязательность политической силы суждения
16.Культ дисциплины, армия - Личное согласие, инициатива, добровольчество
17.Гетерономия [45], авторитет - Автономия [46], отвержение авторитетов
18.Пафос закона, законности - Пафос договора, договорности
19.Субординация, назначение - Координация, выборы
20.Государство есть учреждение - Государство есть корпорация
На прямой вопрос: каким должно быть постбольшевистское и посткоммунистическое государство в России, Ильин отвечает: "Единого мерила, единого образцового строя для всех народов и государств нет и быть не может… Грядущей России предстоит найти для себя — свою, особую, оригинальную государственную форму, такое сочетание из "учреждения" и "корпорации", которое соответствовало бы русским, национальным историческим данным, начиная от наличного в России по-революционного правосознания и кончая национальной территорией.