4. Проблема выборов и голосования
"Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы" (Ст. 3, п. 3 К РФ). Выборы — основной элемент всякой демократии. "Право голоса есть признанная за человеком сила суждения и сила решения в государственных делах" [23]. Право голоса может мыслиться как элементарная власть, которая становится значительной после всенародного голосования. Однако существующие в мире системы выборов и подачи голосов (вотирования) признаются единодушно неудовлетворительными, потому что они формальны, нацелены на количество, а не на качество, являются функцией рекламы, денежных вложений в предвыборную кампанию (сейчас практикуется привлечение средств криминальных структур в обмен на получаемую ими депутатскую неприкосновенность), часто фальсифицируются, подтасовываются (отсюда такое большое количество наблюдателей, цели которых часто не ясны). Реально же действует закон моральной и интеллектуальной селекции, о котором в 1981 году поведал автору этих сток югославский академик Евген Пусич (специалист по вопросам государственного устройства и организации общественной жизни): "Во всех странах и во всех обществах лучшие люди, которые могли бы принести наибольшую пользу для государства и народа, отодвигаются на периферию жизни. Их не обязательно убивать, как это делал Сталин, их можно оставить в живых, но общественно изолировать, как это делал Тито. В США нет интеллектуальной селекции, но есть моральная". Каждому не трудно проиллюстрировать этот закон Евгена Пусича, — вот почему так популярны фразы: "Политику делают грязными руками", "Политика грязная вещь", "Этот политик плохой, но следующий будет ещё хуже", "Альтернативы (имярек) нет", "Каждый народ имеет такого правителя, которого заслуживает" и т. п. Пессимистичны слова эти, но за ними стоит нехитрое наблюдение. На самом деле существует правильное государственное устроение (своё в каждой стране), правильная политика, истинные политики и примерные граждане; по крайней мере теоретически должны быть, в противном случае мир был бы циничным, общежитие невозможным, а жизнь человеческая бессмысленной — не таков замысел Бога о человеке, и верующая душа с этим согласиться не может. Вот почему учение Ильина о правосознании, о правлении лучших, об истинной политике имеет жизнеутверждающее значение [24]. Платон говорил, что лучших людей надо палками заставлять править государством. Власть должна быть бременем и служением лучших людей. В своей Конституции Ильин предлагает сложную систему выборов (перебора) граждан для решения этой существенной в государственном строительстве задачи. Ограничение политической дееспособности (философия неравенства) является существенным регулятором в этом процессе, и после последних выборов это стали понимать многие.