logo
Муниципальное право Тема №8

§ 5. Организация голосования, установление результатов голосования, выборов и их опубликование

Акт коллективного голосования избирателей аккумулирует в себе все, что имело место в ходе выборов до него. Все избирательные действия после свершения акта голосования имеют целью его правильное уста­новление, закрепление, обнародование. Таким образом, голосование — главное юридически значимое действие выборов. В день голосования избиратели голосуют в помещении участковых комиссий. Если изби­ратель не может прийти на участок, например, по причине болезни, он вправе проголосовать вне помещения для голосования, как правило, на дому. Для тех, кто не может проголосовать на участке в день голосо­вания, введены процедуры досрочного голосования в окружных, тер­риториальных, участковых комиссиях, голосование по почте.

Продолжительность голосования не может составлять менее деся­ти часов. К примеру, на муниципальных выборах в Свердловской об­ласти голосование проводится с 7 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования территориальные, участковые комис­сии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — не позднее, чем за пять дней до дня голосования.

Помещение для голосования. Помещение для голосования без­возмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии гла­вой муниципального образования, командиром воинской части, капи­таном судна, руководителем полярной станции. В помещении для го­лосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащен­ные системой освещения и снабженные письменными принадлежно­стями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая ко­миссия оборудует информационный стенд, на котором размещает ин­формацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, блоках, внесенных в бюллетень. Размещаемые на ин­формационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. На информационном стенде размещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней. Кроме того, в помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.

В помещении размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические ком­плексы обработки бюллетеней. Помещение должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного го­лосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зре­ния членов участковой комиссии, наблюдателей.

Порядок голосования на участке. В день голосования на участке председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру всем при­сутствующим пустые ящики для голосования (соответствующие отсе­ки технического средства подсчета голосов), которые вслед за этим опечатываются печатью избирательной комиссии. Избиратели голо­суют бюллетенями. Бюллетени изготовляются по распоряжению му­ниципальной (территориальной, окружной) комиссии и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допуска­ется. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой ко­миссии.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избира­телей не допускается. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по от­крепительному удостоверению, — по предъявлении также открепи­тельного удостоверения. При получении бюллетеня избиратель про­ставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии с правом решающе­го голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в по­лучении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удо­стоверению в списке избирателей делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюл­летеням избиратель расписывается за каждый бюллетень. Член участ­ковой комиссии, выдавший избирателю бюллетень (бюллетени), так­же расписывается в соответствующей графе списка избирателей.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избира­тельном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящем­ся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»). Бюллетень за­полняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте.

Установление итогов голосования. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, нахо­дящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. Подсчет голо­сов избирателей начинается сразу после этого и проводится без пере­рыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. Под­счет голосов избирателей открыт. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен бо­лее чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом ре­шающего голоса.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участ­ковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписыва­ется протокол участковой комиссии об итогах голосования. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписыва­ется всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минута­ми) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются за­полнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоя­щая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных уста­навливает итоги голосования на соответствующей территории.

Установление итогов выборов. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих ко­миссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет муниципальная (территориаль­ная) комиссия. Члены соответствующей комиссии с правом решаю­щего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная табли­ца, которые подписывают все присутствующие члены данной комис­сии с правом решающего голоса.

Выборы признаются не состоявшимися в случае, если: а) в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. Законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состо­явшимися не устанавливается; б) в одномандатном или едином изби­рательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; в) менее чем два списка кандида­тов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов; г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять уча­стие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50% или менее голосов избирателей, принявших участие в голосова­нии за списки кандидатов; д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования.

При проведении выборов по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов не меньше, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неиз­бранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех канди­датов. При проведении выборов по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее число голосов, чем чис­ло мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбран­ным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандида­та, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от де­ления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кан­дидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном из­бирательном округе на число голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе. Если после подведения итогов голосова­ния по многомандатным избирательным округам не все мандаты ока­зались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются по­вторные выборы.

Соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для из­брания число голосов избирателей либо признанного избранным по результатам голосования за список кандидатов, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов не представит в соответствующую избиратель­ную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обя­занностей.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, резуль­таты выборов недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нару­шения не позволяют с достоверностью определить результаты воле­изъявления избирателей; б) в случае, если они признаны недействи­тельными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 от общего числа избирателей, внесенных в списки из­бирателей на момент окончания голосования в соответствующем из­бирательном округе; в) по решению суда.

По итогам повторного голосования избранным считается канди­дат, получивший при голосовании большее число голосов избирате­лей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом, при условии, что число голосов избирателей, полученных кандидатом, набравшим большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Если один из кандидатов, по которому должно проводиться по­вторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избира­тельной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участво­вавшему в данных выборах. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных про­тив всех кандидатов (списков кандидатов), осуществляется соответст­вующей комиссией не позднее чем через один месяц со дня голосо­вания.