5. Идеологическое обеспечение реформ в России
Проведение экономических и политических реформ в России выявило очень много проблем. Сегодняшняя действительность ставит ряд вопросов.
• Является ли необходимым идеологическое обеспечение реформ?
• Возможна ли в России государственная идеология?
• Какая идеология предпочтительнее?
• На какую социальную базу опирается то или иное идеологическое течение в России?
Попытаемся разобраться и ответить на эти вопросы. Начнем с того, что реформы требуют идеологического обеспечения. Идеология дает возможность определить, во имя чего проводятся реформы, каковы их цели и средства. Если идеология находит широкую поддержку у основной массы населения, то реформы пойдут быстрее, если же нет, реформы растянутся на долгие годы. Практика показывает, что в стабильной обстановке господствующая идеология признается подавляющим большинством людей, в то время как в переходные периоды истории обостряется борьба различных идеологических течений. В России сейчас осуществляется переход к демократии и рынку. Этот переход пытаются обосновать представители самых разных идеологических направлений.
Что касается второго вопроса, то на него не может быть однозначного ответа. В условиях тоталитарного общества в бывшем СССР господствовала единая государственная идеология – коммунистическая. После ее крушения в обществе была сделана попытка сформулировать и привить какое-то единое мировоззрение, создать новую государственную идеологию, способную объединить всех людей вокруг определенной системы ценностей, идей и побудить их к более активной деятельности на пути реформ и модернизации страны.
Однако одновременно возник следующий вопрос: какую же идеологию избрать в качестве государственной? В этой связи ученые выдвигают различные точки зрения.
Одни предлагают патриотическую идеологию, обосновывая её национальной сплачивающей идеей, необходимой обществу в период модернизации.
Другие считают, что России нужна идеология либерализма: опора на индивидуализм, минимизация роли государства в экономике, свободный рынок, экономическая и политическая стабилизация. При этом утверждается, что данная идеология уже стала господствующей сегодня.
Третьи полагают, что, хотя марксизм-ленинизм потерпел идейный крах, идеи коммунизма еще долгое время будут жить в народе, и предлагают социалистическую идею (в ее социал-демократическом или коммунистическом варианте), слегка обновленную и применимую к современному процессу реформ, имея в виду в первую очередь социально ориентированную рыночную экономику.
Некоторые пытаются соединить второй и третий варианты и предлагают так называемый социал-либеральный вариант политической идеологии и практики.
Имеются сторонники возрождения страны с помощью христианско-православных идей, возрождения духовности, культуры, традиций России.
Если мы движемся в сторону демократии, то должны помнить, что одним из ее критериев выступает политический и идеологический плюрализм. Поэтому идея создания государственной идеологии представляется утопичной. Необходимо использовать все лучшее из достижений основных политических идеологий современности.
Некоторые предлагают идеологию экономического подъема. С этим можно согласиться, если иметь в виду синтез лучших идей либерализма, консерватизма и социализма, направленных действительно на решительный подъем экономики и повышение материального благосостояния трудящихся. В то же время никогда нельзя забывать о национальных особенностях России, ибо специфику любой форме идеологии придает национальная окраска.
Невозможность создания единой, универсальной государственной идеологии подтверждается и тем, что ни один из представленных вариантов идеологических обоснований реформ не имеет под собой устойчивой социальной базы.
Чисто западный вариант либерализма предполагает опору на средний класс, у нас же этот класс пока составляет не более 10–12% общества, тогда как в США и Великобритании – более 70%.
Консервативную идеологию на Западе поддерживают предприниматели и академическая элита. В России слой национальных предпринимателей, буржуазии слишком узок, да и в самом консерватизме слишком много течений – от монархистов до умеренно правых, которые до конца еще не определились в своих идеологемах.
Социал-демократическую идеологию в западном варианте представляют основные массы трудящихся, интеллигенция, работающая по найму, и другие слои. В нашей стране ее пропагандирует небольшой слой интеллигенции, не имеющий сильного влияния на массы и не имеющий заметных политических лидеров. В итоге по содержанию основные идеи привлекательны, но они активно не пропагандируются и не находят широкой поддержки.
Коммунистический вариант социалистической идеи поддерживают маргинальные слои, пенсионеры, рабочие предприятий, не получающие зарплату, безработные. Основные же массы отвергают этот вариант, как возврат к тоталитарному прошлому. Однако поддержка коммунистического варианта остается весьма существенной. Об этом говорят данные голосования по выборам в Государственную Думу–95 и 99: коммунисты получили большинство голосов вследствие нестабильной социально-экономической ситуации в стране.
Таким образом, логика проведения реформ показывает, что необходимо опираться на лучшие достижения каждого направления в идеологии. В то же время, пока не будут сформированы широкие социальные слои, заинтересованные в реформах, ни одна из идеологий не получит достаточной поддержки и распространения в массах. А для этого нужны реальные успехи реформаторов в экономической, социальной, культурной жизни, повышении материального благосостояния всего народа.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9 содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. «Политический рынок» и «политические товары»
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Вопросы для самоконтроля
- Глоссарий по учебному курсу «политология»
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам