3. Механизм формирования политической элиты
Характеристика политической элиты будет неполной, если не рассмотреть вопрос о ее формировании и воспроизводстве. В основе системы отбора в политическую элиту лежит несколько факторов. Основными из них являются широта социальной базы, круг лиц, осуществляющих отбор, критерии и порядок отбора элит. Очевидно, что конкретное содержание данных факторов меняется от страны к стране. Многое зависит от господствующего политического режима. Содержание названных факторов и политические режимы порождают две тенденции в формировании политических элит. Сравним их:
Для первой тенденции характерна закрытость механизма формирования политической элиты
• социальная база ее формирования очень узкая (при создании видимости всенародного участия),
• как правило, приток происходит за счет преданных руководству страны единомышленников,
• круг лиц (селекторат), осуществляющих отбор, ограничен. Данная тенденция типична для государств с авторитарным и тоталитарным политическими режимами. Если говорить об общественных интересах, то данная тенденция приводит к застою, нарастанию кризисных явлении Чем более замкнута политическая элита, тем менее она способна сохранить свое господство, утрачивая возможность эффективно управлять обществом.
В рамках данной тенденции находился номенклатурный путь формирования политической элиты в бывшем СССР. По существу это был процесс «антиселекции». Последствия такого механизма формирования политической элиты ощущаются и в настоящее время, когда Россия стала на путь демократических преобразований. «Номенклатурность» некоторых наших политических деятелей очевидна. Ясно также, почему это происходит. Некоторые из них имеют недостаточный уровень профессионализма, потому что никогда ранее не входили в политическую элиту, а, следовательно, не имеют «школы», опыта соответствующей работы. Но как это ни парадоксально, другие некомпетентны именно потому, что ранее принадлежали к элите, формирующейся по номенклатурному принципу «антиселекции», и, следовательно, «отягощены» грузом прошлых понятий и представлений о задачах политической элиты общества, механизме ее функционирования.
Вторая тенденция в формировании и воспроизводстве политической элиты носит прямо противоположный характер. Сразу отметим, что действие данной тенденции характерно для государств с демократическим политическим режимом. Следовательно, речь идет о государствах, где большая часть политической элиты формируется не путем назначений, а в результате всеобщих выборов.
В силу названных обстоятельств данная тенденция характеризуется:
• широтой селектората (все избиратели);
• открытостью процесса отбора;
• возможностью претендовать на занятие должности в политической структуре представителям любой социальной группы общества;
• конкурентным характером отбора;
• высокими требованиями к личным качествам, способностям и профессионализму претендентов на руководящие должности.
Такая система способствует тому, что на самый верх, в политическую элиту общества попадают люди профессионально грамотные, знакомые с механизмом власти не «издали», а «изнутри».
Однако тенденции есть тенденции. Поэтому не следует думать, что в политической элите бывшего СССР не было одаренных политиков, профессионалов высокого класса, людей умных и одаренных, которые даже в той сложной атмосфере тоталитаризма сумели немало сделать для Отечества. Не следует также думать, что формирование и воспроизводство политической элиты в США, Англии, ФРГ и других государствах происходит исключительно в соответствии с названными выше демократическими принципами. Как, например, объяснить, что подавляющее большинство политической элиты этих стран составляют крупные собственники? Чем можно объяснить, что в целом непропорциональность представительства различных социальных слоев общества в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности? На нижних этажах политической пирамиды низшие слои представлены значительно шире, чем в верхних эшелонах власти.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9 содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. «Политический рынок» и «политические товары»
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Вопросы для самоконтроля
- Глоссарий по учебному курсу «политология»
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам