22. Партийная система современной России.
Партийная система в России пока окончательно не сложилась. Ельцинская партийная система претерпела заметные изменения после политических реформ В.Путина.
Первым следствием слома ельцинской системы стало уничтожение "системной" оппозиции. Конечно, остались партии, которые пытаются критиковать режим и собрать на этом политические дивиденды. Это и КПРФ, и СПС, и "Яблоко". Однако их уже нельзя назвать оппозицией в строгом смысле слова. Они не влияют на принятие политических решений, у них нет рычагов давления на власть через публичную политику, поскольку само пространство публичной политики переформатировано под новый политический режим.
Таким образом, имитационная функция партий не только утрачена при новом режиме, но является лишней. Партии нужны лишь для демонстрации демократичности режима на внешней арене, но во внутренней политике они в этом качестве не востребованы.
Другим полем деятельности партий была Госдума. Этот орган создавался для того, чтобы политику "с улиц" перевести под его крышу, взяв ее под контроль. Дума была наделена лишь представительскими функциями и, по замыслу отцов российской Конституции, не должна была мешать президенту проводить свой курс. Однако все вышло иначе. Выяснилось, что без полного контроля над Думой исполнительная власть не может проводить нужные законы. Вместе с тем ограниченность полномочий парламентариев привела к парадоксальным последствиям. Чтобы противостоять планам президенсткой администрации, думской оппозиции приходилось провоцировать один кризис за другим - только в пограничных ситуациях у парламентариев появлялись рычаги воздействия на власть. Поэтому торг власти и Думы проходил в чрезвычайном режиме.
После образования в Думе пропрезидентского большинства ситуация кардинально изменилась. Оппозиция потеряла возможность давления на власть, поскольку не в состоянии была инициировать кризисы (вотум недоверия правительству, отклонение бюджета и т.д.). В связи с этим Дума утратила значение как площадка для торга между оппозицией и властью. Парламентская оппозиция перестала существовать как политический субъект.
Партии сегодня отключены и от телевидения: проблема "медиа-оппозиции", создающей возможности для быстрой политической мобилизации населения оппозиционными партиями, уже не стоит на "повестке дня". С одной стороны, это способствует достижению кратковременной стабилизации политического процесса. С другой стороны, разрыв между партиями и СМИ увеличивается, что в долгосрочной перспективе ведет к негативным последствиям для общества - затрудняется возможность общественного диалога, СМИ превращаются в придаток госаппарата и т.д.
Существенным элементом российской партийной системы является роль в ней "партии власти". В это понятие вкладывается иной смысл, нежели в западных демократиях. На Западе "партия власти" - это правящая партия, которая победила на выборах и рекрутировала свои кадры в органы государственной власти. В России "партия власти" - это понятие-перевертыш. Правящая элита создает "под себя" партию, которая рассматривается лишь как инструмент для решения сиюминутных задач, а не как самостоятельный политический субъект. Поэтому на каждые думские выборы выставлялась "партия власти" в различной "упаковке": в 1993 - ДВР, в 1995 - НДР, в 1999 - "Единство", в 2003 - "Единая Россия".
Таким образом, из посредника между обществом и государством партии в России превратились в электоральные и лоббистские машины. Они не отражают интересов общества, не осуществляют коммуникацию между ним и властью. Партийная система в публичной сфере фактически не работает. Реальная политика делается в кулуарах власти. "Партии" являются лишь инструментом, позволяющим имитировать публичную политику и демократические процедуры.
В то же время в политической системе существуют партии, наделенные реальной властью. Это партии теневые, непубличные, так называемые "элитные группировки". Эти "партии" интегрированы во власть на самых разных уровнях. У них есть свои лидеры, суррогатная идеология, финансовые ресурсы, группы поддержки, СМИ. Но у них нет социальной базы, корней в обществе.
Следовательно, мы имеем два вида полупартий. Публичные, имеющие идеологию, программу, лидеров, электоральный ресурс, но не интегрированные во власть. И теневые, имеющие реальный властный ресурс, но не имеющие представительства в обществе. "Туловище" и "голова" партийной системы разделены. Этот разрыв между властью и обществом является источником многих проблем российской политики.
Эти "ножницы" обеспечивают беспрецедентную популярность президенту. Путин выполняет роль коммуникатора между обществом и властью, подменяя собой партии, выполняя их прямые функции. Президент является выразителем интересов общества во власти. Он также обладает реальной властью и способен посылать обществу властные импульсы. Таким образом, Путин прикрыл своим феноменально высоким рейтингом зияющую прореху в российской политической системе, выполняя роль протопартии.
Теоретически, наиболее оптимальный способ стабилизировать российскую политическую систему, превратить ее из имитационной в реальную. Т.е. срастить "голову" и "туловище", легализовать "теневые" партии (элитные группировки), вывести их на арену публичной политики. В этом случае межклановая борьба может принять характер межпартийной борьбы, что приведет к общей идеологизации политики (поскольку партии могут бороться только с помощью такого оружия как идеология). Роль СМИ в политическом процессе также будет более ясной и определенной. "Партийные" СМИ станут основной площадкой политической борьбы. Однако осуществимость такого сценария в ближайшей перспективе находится под большим вопросом. Пока теневые механизмы власти преобладают над формальными, смысла в создании полноценных партий нет. Более того, нет условий для их возникновения и функционирования. Поэтому при сохранении тенденции дальнейшего укрепления "вертикали власти", концентрации всех властных полномочий в центре - партии обречены выполнять декоративную функцию в политической системе. Та же роль отводится и СМИ. Взаимоотношения СМИ и государства являются одним из центральных сюжетов современной российской политики. От того, как они сложатся, во многом зависит направление дальнейшего развития страны.
- 2.Политика как соц. Явление: содержание понятия и социальные функции политики.
- 3.Развитие политологии на Западе: общая характеристика.
- 4.Развитие политологии в России до и после Революции 1917г.
- 5.Многообразие подходов в трактовке понятия «власть». Структура властных отношений. Классификации власти.
- 6.Политическое господство. Легитимность власти: определение, типы по м.Веберу. Средства легитимации власти.
- 7.Тоталитарный режим: сущность, основные черты.
- 8.Авторитарный режим: сущность, основные черты.
- 9.Демократический режим: сущность, основные черты.
- 10.Политическая система: определение,структура,особенности системного рассмотрения политич.Сферы. Критерии классификации политических систем.
- 11.Модель политической системы д. Истона.
- 12. Теории происхождения государственности.
- 14.Форма государственного правления: определение и виды.
- 15.Форма государственного устройства: определение и виды.
- 16. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 17.Особенности становления гражданского общества в России.
- 18.Правовое государство: определение, принципы.
- 19.Политическая партия как субъект и институт политики: определение, происхождение политических партий (этапы партогенеза по м.Веберу).
- 20. Признаки, структура и функции политических партий. Классификация политических партий.
- 21. Партийные системы.
- 22. Партийная система современной России.
- 23.Общественно-политические движения: определение, признаки, виды.
- 24. Общественно-политические организации как субъекты политики: определение, признаки, виды, функции.
- 25.Группы интересов и группы давления как субъекты политики: признаки, виды, методы воздействия, функции.
- 26. Понятие и сущность лоббизма.
- 27. Классические теории политических элит.
- 29. Политическая социализация: определение, этапы, агенты, модели.
- 30. Политическое поведение: абсентеизм, политическое участие, электоральное поведение, политический протест.
- 31. Феномен политического лидерства: определение и основные теоретические подходы. Типологии политических лидеров.
- 32. Политический процесс: определение, структура, виды.
- 33. Политическая модернизация: сущность и противоречия.
- 34. Избирательная система: определение и структура. Типология и функции выборов.
- 35. Основные этапы избирательного процесса.
- 36. Системы учёта и подсчёта голосов:
- 37. Избирательная кампания: основные этапы проведения (избирательная стратегия, избирательная тактика и технологии).
- 38. Грязные избирательные технологии
- 39. Политическая культура: определение, структура. Типы политич. Культуры по г.Алмонду и с. Вербе. Методы исследования полит культуры
- 40. Политический конфликт: понятие, типы, способы урегулирования
- 41.Понятие, признаки и функции политической идеологии.
- 42. Либерализм как политическая идеология.
- 43. Консерватизм как политическая идеология.
- 44. Марксизм как политическая идеология.
- 45.Национализм и фашизм как политическая идеология.
- 46. Политическое прогнозирование: определение, виды, этапы. Методы политического прогнозирования: метод генерации идей, метод построения сценариев, метод экстраполяции.
- 47. Внешняя политика государства: сущность, цели, функции, средства. Национальные интересы и национальная безопасность.
- 48. Понятие международных отношений. Основные тенденции современной мировой политики.
- 49. Субъекты международных отношений.
- 50. Глобальные проблемы современности.