11.Модель политической системы д. Истона.
Разнообразные политические явления неразрывно взаимосвязаны между собой и составляют определенную целостность, социальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50-60-х годах 20-ого столетия (середина 20 века). Затем она получила развитие в трудах Г.Алмонда, У.Мичелла и др.
Система – взаимосвязанность чего с чем-то.
- упорядоченность и целостность множества элементов.
Подсистема – относительно самостоятельная часть системы, имеющая свои взаимосвязные элементы и функции.
Политическая система – организованная на единой ценностно-нормативной основе совокупность взаимодействмй индивидов,связанная с осуществлением власти и управлением общества.
Политическая система – целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой – всем остальным обществом через «вход» - каналы влияния среды на политическую систему и «выход» - обратное воздействие на среду.
Функции:
1.определение целей и задач общества, программы его деятельности,
2. мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей,
3.интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.
4.обязательное распределение дефицитных ценностей.
Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Отталкиваясь от схемы фундаментального процесса работы любой системы («ввод», «конверсия», «вывод»), Истон к «входящим» факторам относил требования и поддержку, а к «исходящим» — решения и действия.
«Требования»(интересы) Истон определяет как форму выражения мнения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти. Он делит требования на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие от самой системы. Истон следующим образом классифицирует требования: 1) требования, касающиеся распределения благ и услуг; 2) требования, связанные с регулированием поведения; 3) требования в сфере коммуникации и информации.
Чтобы сохранять политическую систему в рабочем состоянии, кроме требований, необходима поддержка.
Поддержку(легитимность) Истон считает главной суммой переменных, связывающих систему с окружающей средой. Формы поддержки могут быть разными: материальная поддержка, такая как выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, соблюдение законов и директив, участие в политической жизни, внимание и почтительное отношение к официальной информации и власти. Истон называет три обьекта поддержки: 1) «политическое общество» — группа людей, связанных друг с другом в одной структуре, благодаря разделению деятельности в политике; 2) «режим», основными компонентами которого считает ценности (цели и принципы), нормы и структуру власти; и 3) «правление», к которому он относит людей, участвующих в ежедневных делах политической системы и признанных большинством граждан общества ответственными за свою деятельность.
Система— это средства, с помощью которых «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод» (решения и действия). Превращая входящие факторы в исходящие, политическая система обеспечивает средства мобилизации общественных ресурсов на достижение целей и координацию усилий членов общества в выполнении поставленных задач. Конверсия «ввода» в «вывод» — это не особенность отдельного типа системы, а процесс, присущий всем системам.
В модели Истона исходящие факторы служат для концептуализации способов реагирования системы на окружающую среду и косвенно на саму себя, видоизменяя, часто успешно, входящие факторы требований и поддержки. Поэтому нельзя считать «исходящие» конечной точкой. «Исходящие»(выход) — это фрагмент непрерывного цикла действий, который Истон называет «петлей обратной связи». Данное понятие предложено им для обозначения возвращающейся информации и способов использования ее преимуществ. Здесь имеются в виду два процесса, образующие замкнутый цикл: во-первых, исходящие системы и их следствие, т.е. адаптация власти в определенных ситуациях); во-вторых, сама информация (т.е. поток обратных сведений о состоянии системы и о последствиях реагирующей деятельности властей).
Обратная связь является главным механизмом устранения напряженности в обществе, но выполняет эту функцию лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Изменение, адаптация, самосохранение, переориентировка усилий, изменение целей — все это Истон считает основными средствами, с помощью которых можно справиться с напряженностью или стрессами в политической системе.
Таким образом, политическая система, с точки зрения Истона, — это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система.
- 2.Политика как соц. Явление: содержание понятия и социальные функции политики.
- 3.Развитие политологии на Западе: общая характеристика.
- 4.Развитие политологии в России до и после Революции 1917г.
- 5.Многообразие подходов в трактовке понятия «власть». Структура властных отношений. Классификации власти.
- 6.Политическое господство. Легитимность власти: определение, типы по м.Веберу. Средства легитимации власти.
- 7.Тоталитарный режим: сущность, основные черты.
- 8.Авторитарный режим: сущность, основные черты.
- 9.Демократический режим: сущность, основные черты.
- 10.Политическая система: определение,структура,особенности системного рассмотрения политич.Сферы. Критерии классификации политических систем.
- 11.Модель политической системы д. Истона.
- 12. Теории происхождения государственности.
- 14.Форма государственного правления: определение и виды.
- 15.Форма государственного устройства: определение и виды.
- 16. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 17.Особенности становления гражданского общества в России.
- 18.Правовое государство: определение, принципы.
- 19.Политическая партия как субъект и институт политики: определение, происхождение политических партий (этапы партогенеза по м.Веберу).
- 20. Признаки, структура и функции политических партий. Классификация политических партий.
- 21. Партийные системы.
- 22. Партийная система современной России.
- 23.Общественно-политические движения: определение, признаки, виды.
- 24. Общественно-политические организации как субъекты политики: определение, признаки, виды, функции.
- 25.Группы интересов и группы давления как субъекты политики: признаки, виды, методы воздействия, функции.
- 26. Понятие и сущность лоббизма.
- 27. Классические теории политических элит.
- 29. Политическая социализация: определение, этапы, агенты, модели.
- 30. Политическое поведение: абсентеизм, политическое участие, электоральное поведение, политический протест.
- 31. Феномен политического лидерства: определение и основные теоретические подходы. Типологии политических лидеров.
- 32. Политический процесс: определение, структура, виды.
- 33. Политическая модернизация: сущность и противоречия.
- 34. Избирательная система: определение и структура. Типология и функции выборов.
- 35. Основные этапы избирательного процесса.
- 36. Системы учёта и подсчёта голосов:
- 37. Избирательная кампания: основные этапы проведения (избирательная стратегия, избирательная тактика и технологии).
- 38. Грязные избирательные технологии
- 39. Политическая культура: определение, структура. Типы политич. Культуры по г.Алмонду и с. Вербе. Методы исследования полит культуры
- 40. Политический конфликт: понятие, типы, способы урегулирования
- 41.Понятие, признаки и функции политической идеологии.
- 42. Либерализм как политическая идеология.
- 43. Консерватизм как политическая идеология.
- 44. Марксизм как политическая идеология.
- 45.Национализм и фашизм как политическая идеология.
- 46. Политическое прогнозирование: определение, виды, этапы. Методы политического прогнозирования: метод генерации идей, метод построения сценариев, метод экстраполяции.
- 47. Внешняя политика государства: сущность, цели, функции, средства. Национальные интересы и национальная безопасность.
- 48. Понятие международных отношений. Основные тенденции современной мировой политики.
- 49. Субъекты международных отношений.
- 50. Глобальные проблемы современности.