logo
Politologia

39.Поведенческие концепции власти.

Основные идеи поведенческого (бихевио-рального) направления  были  выдвинуты

 в  20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета,

которые стали исследовать  поведение   людей   в   сфере   политики , изучать

 политический  процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны

пройти испытание фактами.

 Бихевиоралисты   объясняют   политическую   жизнь   из   присущих   человеку 

 свойств ,  поведения ,  воли ,  стремления   к   власти .  Политический   человек  —  это 

 человек ,  стремящийся   к   власти .  В   политике   все   есть   власть ,  и   всякая   власть 

 есть   политика .  Но   политика  —  сфера  социального взаимодействия,  потому 

индивиды вступают  в   отношения   по   поводу   власти .  Лишь   отталкиваясь   от   воли 

 людей ,  строится   вся   политическая   материя , приобретая со временем

стабильные, устойчивые формы, закрепляясь  в   политических  институтах.  Власть 

 этих  институтов должна выводиться из отношений  власти ,  в  которые вступают

 люди . Отсюда можно понять, как рождаются  и  функционируют партии,

 политические  организации, государство. Государственная  власть 

воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения,

борьбы  политических  субъектов, их  воли   к   власти .

 Бихевиоралисты  рассматривают  политические  отношения как рынок  власти 

(рыночная модель). Субъекты  власти  вступают  в  определенные соглашения,

"сделки" ради достижения  власти   и  того, что она дает. Выполнение соглашений

зависит от двух факторов: доброй  воли  участников  и  наличия внешней силы,

вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает

наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Если сравнивать  политическое  взаимодействие с игрой, то  в  игре

побеждает тот, кто выигрывает  по  правилам.  В   политической  игре выигрыш

состоит  в  увеличении объема  власти . Г. Лассуэлл считает, что  этот  выигрыш

определяется участием или возможностью участия  в  принятии решений. Бывает,

что  в  игре одна сторона не просто нарушает правила, а  стремится  изменить

их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне.  Но  если игра

охватывает  всех ,  всю   политическую  систему, то такой силы просто не

найдется. Отсюда вывод:  политическая  игра должна  быть 

самосанкционирующейся. Правила  политической  игры должны исходить из нее

самой, а не навязываться извне.

Идея саморегулирующегося механизма заимствована  бихевиоралистами  из

американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором

 всех  экономических отношений является рынок.  Эта  идея  была  распространена

на сферу  политических  отношений. Политическая арена становится рынком

 власти . Власть продается  и  покупается  по  правилам торговли: учета спроса и

предложения, стремления  к  выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов,

демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача,

счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить

свои доллары  в  голоса избирателей, свою собственность — в  политическую 

власть. По Мерриаму, бизнес — диктатор в семье власти. Борьба за власть

мотивируется не только целью приобретения власти,  но  и своим игровым

характером.  Политика  предстает как игровое пространство, где вероятны

выигрыши и проигрыши. Основа этого мира — человеческая природа с ее

истоками всех импульсов человеческого поведения.