Новое время
Эпоха Нового времени ознаменовала собой процесс формирования идеи о личности с особыми неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут не совпадать с интересами государства. Появляется осознание противоречий и конфликтов между обществом и государством, формируются институты, ценности и отношения гражданского общества. Мыслители Нового времени открыли личность и осознали неизбежность вечного конфликта личности и общества. Характерная для Античности и Средневековья идея тождества частного и общественного уже отвергается, а утверждается идея первичности общества по отношению к государству. Идея индивидуальной свободы человека, личности сделала актуальным вопрос о свободе члена общества, независимого от государства и каких-либо форм внеэкономического принуждения.
XVIII–XIX вв.
Ко второй половине XVIII–XIX вв. происходит формирование капиталистической системы с такими ее основополагающими элементами, как частная собственность, рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство. Осуществляется разграничение между социальной и политической целями, экономическими, социальными и политическими функциями. Тема «гражданское общество против государства» стала основополагающей в работах мыслителей того времени: Дж. Локка, А. Фергюсона, И. Канта и др. Главная цель государства – защита общества, государство – инструмент общества, с помощью которого оно актуализирует себя. Наиболее радикальную концепцию гражданского общества сформулировал Т. Пейн в памфлете «Права человека»: власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества.
Гражданское общество – это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности.
Особенность гражданского общества состоит в разделении политической и социальной сфер, политических и социальных функций. Правовой статус человека противопоставлен его социально-экономической роли в гражданском обществе. Частные права, частные интересы освобождены от контроля со стороны государства.
Главное предназначение гражданского общества – достижение согласия, или консенсуса, между различными социальными силами и интересами, противодействие различным разрушительным силам и направление их в созидательное русло. Гражданское общество существует за счет органического сосуществования в его рамках разнородных социальных сил, институтов, организаций, заинтересованных групп, которые объединены стремлением к общей гармоничной жизни.
Одна из основных характеристик гражданского общества – светское начало (в отличие от средневековой теократии – господства религии в общественной жизни). Имеют право на существование общественное и частное, общество и государство, право и мораль, политическая идеология и наука, религиозное и светское. Государство демократическое не нуждается в религии для своего признания, а вера – личное дело верующего, который сам выбирает церковь, конфессию (или не выбирает, если находится на позициях атеизма). Свобода совести – одно из основополагающих прав личности и гражданина.
Так как центральным элементом гражданского общества является отдельно взятая личность, в гражданском обществе присутствуют и институты, содействующие всесторонней реализации этой личности, ее интересов, целей и устремлений.
Институты гражданского общества:
– семья;
– родственные связи;
– общины;
– профессиональные организации;
– творческие и научные союзы, ассоциации, фонды;
– трудовые коллективы;
– социальные слои, сословия, классы;
– общественные организации и т. д.
Единицей социальных взаимодействий в гражданском обществе является группа. Группа – это совокупность людей, объединяющихся для реализации определенной цели. Характерная черта группы – функциональная зависимость ее членов друг от друга. Группа действует в силу своих интересов, установок, ценностей. Если эти цели будут сформулированы четко и определенно, жизнеспособность группы будет эффективной. Группы классифицируются:
– по роли в жизни общества;
– размерам;
– предназначению;
– функциям.
Существуют так называемые заинтересованные группы, объединенные общностью интересов, например ассоциации финансистов, предпринимателей, врачей, адвокатов; молодежные, женские организации и т. д.
- 6)Основными функциями политологии являются:
- 11. Легитимность политической власти: основные теоретические трактовки.
- 12. Индивид как первичный субъект политики. Классификация политических индивидов.
- 13.Социальные группы как потенциальные и реальные участники политических отношений.
- 14. Генезис и эволюция концепции гражданского общества, качественные характеристики гражданского общества.
- Античность
- Средние века
- Новое время
- 15. Современные представления о гражданском обществе.
- 16. Классические теории элит ( в.Парето, г.Моска, р.Михельс) Политическая элита: классические теории
- 17 Свойства, функции и структура политической элиты..
- 1. Политическая элита: сущность, структура и функции
- 18. Социадьные источники и механизмы рекрутирования политической элиты.
- 19. Основные теории политического лидерства. Современные концепции лидерства
- 20. Политическое лидерство: функции, стили, типы и классификации лидерства.
- Типы политического лидерства
- Классификация политического лидерства
- 32.Типология политических партий.
- 33.Партийные системы.
- 34.Политика как объект теоретического исследования. Концептуальные подходы.
- 35.Теория политического развития и политических изменений: различные концептуальные подходы.
- Типы политических конфликтов
- 39.Поведенческие концепции власти.
- 40.Политическое поведение и политическая деятельность
- 51. Анархизм и его современные особенности.
- 52. Социал-демократическая идеология.
- 53. Сущность, особенности и разновидности авторитаризма.
- 54. Политическая социализация как процесс.
- 55. Основные подходы к определению сущности политической культуры.
- 56. Функции, структура и типология политической системы.
- 57. Концепции политической культуры. Подход Алмонда и Вербы.
- 58. Деструктивные идеологии и политический экстремизм.
- 59. Становление и особенности развития политической культуры в России.
- 60. Теоретические основания международных политических процессов.