1. Методические рекомендации
Основным методом изучения курса «Экономическая и социальная география России» является самостоятельная работа студентов с учебной, научной и другой рекомендуемой литературой.
Лекционные занятия по дисциплине «Социально-экономическая география России» играют основную роль в освоении студентами учебного материала. На них студент обучается ориентироваться в содержании предмета для последующего освоения материала во время семинарских и самостоятельных занятий. Поэтому посещение лекций и составление их конспектов - непременное условие успешной учебной деятельности студента. Выписывание специальных терминов по каждой теме в личный словарь студента и последующая их расшифровка способствует более глубокому пониманию и закреплению учебного материала.
Формами промежуточного контроля считаются семинарские занятия, собеседования, практические работы, контрольные работы, тестирование. Они направлены на активизацию работы студентов в течение всего учебного периода, формирование и развитие потребности в инновационном подходе к индивидуальной самореализации в ходе овладения данным курсом и другими дисциплинами учебного плана.
На семинарах, практических занятиях и в процессе подготовки к ним студенты закрепляют полученные ранее теоретические знания, овладевают основными методами и приемами анализа географо-экономических процессов, приобретают навыки практического применения теоретических знаний, опыт рациональной организации учебной работы. Важной задачей является развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мнений по основным научным проблемам экономической географии как в устном, так и письменном виде.
Поскольку активность студента на семинарах является предметом внутрисеместрового контроля его продвижения в освоении курса, подготовка к таким занятиям требует от студента ответственного отношения. Целесообразно иметь отдельную тетрадь для докладов, качество которых оценивается преподавателем наряду с устными выступлениями.
Подготовка студента к семинару или другому контрольному занятию начинается с отработки лекционного материала, изучения рекомендованной основной литературы и предложенных оригинальных публикаций отечественной и зарубежной экономической периодики. Дополнительную монографическую литературу, новейшие статьи из журналов и газет, материалы статистики и другие источники информации определяет преподаватель в ходе изучения каждой темы курса. Специфика предмета изучаемой дисциплины предполагает активное использование в ходе подготовке к семинарам картографических и статистических материалов.
Вначале надо ознакомиться с планом семинарского занятия, затем прочитать тексты рекомендованной литературы и найти информацию, необходимую для письменного ответа на поставленные вопросы.
Особое место в структуре семинарского занятия занимают учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, и в первую очередь умения читать и понимать учебные и научные тексты, а также самостоятельно подбирать научную литературу и эмпирические данные по обозначенной в докладе проблеме, и на основе анализа этой литературы делать самостоятельные аргументированные выводы. Предложенная к докладу литература представляет основу для понимания сути проблемы доклада и в обязательном порядке должна быть дополнена литературой, самостоятельно подобранной студентом.
Доклады и другие выступления на семинарских занятиях должны быть краткими, логически стройными и последовательными, научно обоснованными и содержательными (регламент - не более 7 минут). Доклад может сопровождаться электронной презентацией.Разрешается использование «шпаргалки» - составленного студентом в рукописной форме развернутого ответа. Доклад должен напоминать небольшой аналитический очерк по теме семинара. Предварительно студент составляет план работы, включающий вступление, в котором раскрываются основные понятия, критический обзор литературы по теме, принципиальную схему объекта хозяйственной деятельности и модель воздействия данного объекта на окружающую среду (если это вытекает из содержания темы семинара), заключение. По сути, при подготовке к семинару студент выполняет учебно-исследовательскую работу с элементами анализа.
Участие в проводимых формах внутри семестрового контроля является обязательным для всех студентов. Результаты данного контроля – составная часть оценки, выставляемой в ходе рейтинга.
Все занятия проводятся по следующей примерной схеме:
1. Изложение преподавателем темы, намеченной к обсуждению, цели и задач занятия.
2. Заслушивание докладов по каждому вопросу и обсуждение их студентами, резюме преподавателя.
3. Работа с географическими картами (если она предусмотрена планом занятия).
4. Общее подведение итогов занятия преподавателем и выдача домашнего задания для подготовки к следующему семинару.
- Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
- 1. Методические рекомендации
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- Система формирования 100-балльной оценки
- 2. Планы семинарских занятий Семинарское занятие 1. Территория и границы как фактор формирования российского государства
- Показатели площади территории, численности населения и валового внутреннего продукта (ввп) по России и некоторым странам
- Административно-территориальное деление России
- Обеспеченность запасами стран мира с наибольшими разведанными запасами нефти по данным на начало XXI в.
- Этнический и конфессиональный состав населения России
- 1. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей в России, межзональное разделение труда
- 2. Особенности развития и размещения сельского хозяйства и территориальной организации транспортной системы России
- 3. Закономерности территориальной организации отраслей непроизводственной сферы
- 1. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории; проблемы экономической интеграции.
- 2. Теоретические основы экономического районирования
- 3. Территориальная организация экономических районов России. Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России. Основные направления развития приграничных районов России
- Образцы тестовых заданий
- 3. Форма итогового контроля
- Перечень вопросов к экзамену
- Образцы экзаменационных тестов, заданий
- 1 Курс, гр. Эп и пд, уп, мэ экзаменационная сессия 2014/2015 уч.Г.
- 30. Определите экономический район по набору характеристик:
- 4. Методические указания по организации самостоятельной работы