Обеспеченность запасами стран мира с наибольшими разведанными запасами нефти по данным на начало XXI в.
Страна | Запасы нефти, млрд т | Численность населения, млн человек | Ежегодная добыча нефти, млн т | Запасы нефти на человека, т | Количество лет, обеспеченное запасами |
Саудовская Аравия | 43,1 | 20,5 | 500 |
|
|
Ирак | 16,7 | 22,0 | 55 |
|
|
ОАЭ | 16,2 | 2,5 | 120 |
|
|
Кувейт | 15,7 | 1,8 | 105 |
|
|
Иран | 14,9 | 76,0 | 185 |
|
|
Венесуэла | 10,3 | 23,7 | 175 |
|
|
Мексика | 8,5 | 98,0 | 170 |
|
|
Россия | 6,7 | 146,0 | 450 |
|
|
Китай | 4,0 | 1 275,0 | 160 |
|
|
США | 3,8 | 280,0 | 350 |
|
|
Ливия | 3,8 | 6,0 | 70 |
|
|
Нигерия | 3,0 | 135,0 | 115 |
|
|
Задание 2. Картографическая работа. Нанести на контурную карту: основные нефтегазоносные провинции, угольные бассейны, железорудные бассейны страны.
Задание 3. Разделите экономические районы страны на три группы по благоприятности природных условий для жизни людей. Сравните полученные группы с группами по обеспеченности природными ресурсами. Сделайте вывод о соотношении природных ресурсов и природных условий на уровне экономических районов России.
Литература для подготовки:
Голубчик, М.М., Файбусович, Э.Л., Носонов, А.М., Макар, С.В. Экономическая и социальная география. Основы науки [Текст]: учеб. для вузов. – М.: Владос, 2009.
Горохов, С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география [Текст]: учеб. пособие / С.А. Горохов, Н.Н. Роготень. - М.: Юнити-Дана, 2011. – 271 с.
Максаковский, В.П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций. В 2-х ч. [Текст] - Ч.1-2. / В.П. Максаковский. - М.: Владос, 2009. – 525 с.
Экономическая география России [Текст]: Учеб. / В.И. Видяпина. - Изд. перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. – 568 с.
Экономическая география России [Текст]: Учеб. / Под ред. Т.Г. Морозовой. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2011. – 479 с.
Кузьбожев, Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил) [Текст]: учеб. пособие / Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева, М.Г. Световцева. - М.: Юрайт, 2009. – 540 с.
Желтиков, В.П. Экономическая география и регионалистика [Текст]: учеб. пособие / В.П. Желтиков. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Аадемцентр, 2009. – 384 с.
Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Симагин; Под ред. В.Г. Глушковой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Кнорус, 2009. – 384 с.
Семинарское занятие 3. Территориальные особенности демографического развития России. Особенности размещения и расселения населения России
План занятия:
Устный контроль (экспресс-опрос).
Письменный контроль (тестирование и письменный ответ)
Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями.
Обсуждение докладов и подведение итогов.
Выполнение практической работы №3 (Задание для внеаудиторной работы).
Написание конспектов (Задание для внеаудиторной работы).
Рейтинговая оценка:
до 5 баллов за участие в опросе (баллы текущего контроля)
до 5 баллов за тест и письменный ответ (баллы текущего контроля)
до 7 баллов за доклад с презентацией (баллы текущего контроля) / до 3 баллов за сообщение без презентации или дополнения по теме (баллы текущего контроля)
до 5 баллов за выполнение практической работы (баллы текущего контроля)
до 2 баллов за написание 1-го конспекта (баллы текущего контроля)
Контрольные вопросы по теме «Численность и размещение населения»:
1. Каковы исторические тенденции в численности населения России?
2. Какими данными пользуются в России при определении численности населения?
3. Охарактеризуйте основные типы воспроизводства населения, их отличия.
4. Каковы современные тенденции в численности населения России?
5. Назовите последствия социальных и военных бедствий XX века для населения России.
6. Что такое «миграция населения» и ее основные направления в России. Каким образом классифицируются миграции населения?
7. Охарактеризуйте соотношение городского и сельского населения России.
8. Что такое «расселение» и какие формы расселения вы знаете?
9. Назовите основные изменения в городском и сельском расселении.
10. Что такое «урбанизация» и ее основные черты в России.
11. Охарактеризуйте размещение населения по территории России.
12. Чем отличаются «Главная полоса заселения» и зона Севера?
Тематика презентаций и докладов:
1. Депопуляция российского населения в конце XX века.
2. Роль миграции в формировании постоянного населения и трудовых ресурсов региона.
3. Особенности расселения населения России. Факторы, влияющие на расселение населения.
4. Урбанизация в России на современном этапе. Городские агломерации, города и поселки городского типа. Функции городских поселений. Урбанизация, субурбанизация, рурбанизация.
5. Сельское расселение в России: зональная типология, исторические проблемы развития.
Методические указания:
В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.
Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.
Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.
Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).
Практическая работа №3 «Численность населения России».
Методические указания:
Работа выполняется во внеурочное время. Студенты используют рекомендуемую и дополнительную литературу, статистические материалы и интернет-источники.
Студенты должны проанализировать динамику численности населения Российской Федерации.
Задания:
На основе статистических данных составьте и проанализируйте диаграмму, характеризующую динамику численности населения России за 1991–2013 гг.
Конспектирование материала по следующим вопросам:
4. Процессы урбанизации в современной России. Городские агломерации, города и поселки городского типа. Функции городских поселений.
Литература для подготовки:
Борисов, В.А. Демография: учеб, пособие для вузов. - М.: NOТА ВЕКЕ, 2001.
Введение в экономическую географию и региональную экономику: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Г. Глушковой, А.А. Винокурова. - М.: ВЛАДОС, 2009.
Демография: учеб, пособие / под ред. В.Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2009.
Копылов, В.А. География населения: учеб. пособие для вузов. - М., 1998.
Ковалев, С.А. Избранные труды – Смоленск: «Ойкумена», 2003.
Лаппо, Г.М. География городов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1997.
Морозова, Т.Г., Победина, М.П., Шишов, С.С. Экономическая география России: учеб. пособие для вузов. - М., 2009.
Народонаселение. Энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994.
Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. - М.: Госкомстат России, 2003.
Регионы России. Статистический ежегодник. - М., 2000 - 2011.
Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2000 - 2011.
Симагин, Ю.А. Территориальная организация населения: учеб. пособие для вузов. - М.: Дашков и К°, 2009.
Слука, А.Е., Слука, Н.А. География населения с основами демографии: учеб. пособие для вузов. - М.: МГУ, 2002.
Территориальная организация населения: учеб. пособие / под ред.проф. Е.Г. Чистякова. – М.: Вузовский учебник, 2007.
Экономическая и социальная география России: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Т. Хрущева. М.: Дрофа, 2002.
Семинарское занятие 4. Территориальные особенности состава населения. География рынка труда и занятости населения
План занятия:
Устный контроль (экспресс-опрос).
Письменный контроль (тестирование и письменный ответ)
Выступления с презентациями докладов или краткими сообщениями.
Обсуждение докладов и подведение итогов.
Выполнение практической работы №4 (Задание для внеаудиторной работы).
Рейтинговая оценка:
до 5 баллов за участие в опросе (баллы текущего контроля)
до 5 баллов за тест и письменный ответ (баллы текущего контроля)
до 7 баллов за доклад с презентацией (баллы текущего контроля) / до 3 баллов за сообщение без презентации или дополнения по теме (баллы текущего контроля)
до 5 баллов за выполнение практической работы (баллы текущего контроля)
Контрольные вопросы по теме «Состав населения России. География рынка труда и занятости населения»:
1. Определите основные черты национального состава населения России.
2. Каковы особенности полового состава населения России?
3. Каким образом меняется со временем возрастной состав населения страны?
4. Как половозрастной состав населения различается по регионам России?
5. Что понимается под «трудовыми ресурсами» и « занятым населением»?
6. Какие категории населения можно выделить с точки зрения занятости, насколько многочисленны они в современной России?
7. Какие изменения в структуре занятости наблюдались в стране на протяжении XX в.? Как изменилось количество занятых в России за период 90-х годов?
8. Как изменился образовательный уровень населения страны?
9. Какие социальные слои населения складываются в современной России?
10. Как определяется уровень безработицы населения, каким образом он менялся в 90-е годы?
11. В каких регионах России уровень безработицы является повышенным и пониженным?
12. Каковы перспективы решения проблемы безработицы в стране?
Тематика презентаций и докладов:
1. Половозрастная структура населения и ее влияние на проблему безработицы. Региональный рынок труда.
2. Трудовые ресурсы и их роль в развитии территории.
3. Виды безработицы и основные методы борьбы с ними. Региональная дифференциация остроты безработицы в современной России.
4. Этническая и конфессиональная (религиозная) структуры населения России.
5. Проблемы межнациональных отношений в Российской Федерации.
Методические указания:
В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.
Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.
Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.
Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).
Практическая работа №4 «Этнический и конфессиональный состав населения России».
Методические указания:
Работа выполняется во внеурочное время. Студенты используют рекомендуемую и дополнительную литературу, статистические материалы и интернет-источники.
Студенты должны проанализировать этнический и конфессиональный состав населения Российской Федерации.
Задания:
На основе статистических данных и материалов учебников заполните табл. 5, характеризующую этнический и конфессиональный состав населения России. Определите (в %) этносы и религии, преобладающие в стране. Для каждой религии укажите основные районы их распространения. Выделите самые многонациональные и многоконфессиональные районы России.
Таблица 5
- Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
- 1. Методические рекомендации
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- Система формирования 100-балльной оценки
- 2. Планы семинарских занятий Семинарское занятие 1. Территория и границы как фактор формирования российского государства
- Показатели площади территории, численности населения и валового внутреннего продукта (ввп) по России и некоторым странам
- Административно-территориальное деление России
- Обеспеченность запасами стран мира с наибольшими разведанными запасами нефти по данным на начало XXI в.
- Этнический и конфессиональный состав населения России
- 1. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей в России, межзональное разделение труда
- 2. Особенности развития и размещения сельского хозяйства и территориальной организации транспортной системы России
- 3. Закономерности территориальной организации отраслей непроизводственной сферы
- 1. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории; проблемы экономической интеграции.
- 2. Теоретические основы экономического районирования
- 3. Территориальная организация экономических районов России. Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России. Основные направления развития приграничных районов России
- Образцы тестовых заданий
- 3. Форма итогового контроля
- Перечень вопросов к экзамену
- Образцы экзаменационных тестов, заданий
- 1 Курс, гр. Эп и пд, уп, мэ экзаменационная сессия 2014/2015 уч.Г.
- 30. Определите экономический район по набору характеристик:
- 4. Методические указания по организации самостоятельной работы