logo
Экзамен по политологии

1) Политология как наука. Предмет и объект политологии

Политология, как и многие другие науки, зарождалась в рамках философии. Помимо философии, большое влияние на становление политической науки оказало конституционное и административное право.

Что же представляет собой политология как наука? Термин «политология» производно от двух древнегреческих слов - politika (политика) и logos (наука). Следовательно, политология переводится на русский язык как наука о политике.

Объектом политологии является политическая сфера общественной жизни. А предметом политологии - изучение государства. Слово «политика» производное от греческого слова полис – город, государство. Одним из первых это слово упоминается в произведении Аристотеля «Та politika» (то, что относится к государству). Главными направлениями в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства: деспотии, демократии, олигархии и т. д. Важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти. В связи с этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны общества.

В XIX веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются индивиды, объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы - это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит распределение интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.

В целях отстаивания своих социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и общественные организации: партии, профсоюзы, движения и т.д. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение.

На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение предмета политологии: Политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

2) Зарождение и генезис политологических знаний

На прот длит пер политнау была органич вплетена в един ткань обыден пол представл, рел и фил-этич взгляд. Истор 1 форм осмысл П была ее рел-миф трактов. Во 2-1 т д. н.э. у всех древ нар господ предст о бож происх влас и общ-пол строя, и сами эти пред передав в форме мифов.С сер 1 т д. н.э. наметил тенденция рационализации пол взгляд, появ 1 пол катег и определ, а зат и цел концепции, нос фил-этич форму. Тем сам заклад основа теорет исслед в пол-ке. Этот проц связ с труд Конфуция, Плат и Арист. Арист трак П, как высшую, поскол она учит жить всех люд по закон справ и права и им св целью общ благо.Д/своих выв и д/ классиф госуд-в Арист исп огр фактич матер, рез исс 158 полис. Учит его заслуг в разв полмыс, его наз отц пол наук. Но дан тезис не сов верен, т.к.становл пол это длит пр-с, в кот сосед истин заблуж, глуб проникн в сущ пол явл и прямо ошиб сужд. Пол иссл Ар и его предш-в еще не выделил в сам дисциплину, и были перепл с фил и эт идеями. Впосл, пол мысль постеп освоб от рел влия и фил этич фор. Пр: Произв Цицерона "О республике" и "О законах"

3) Политологические идеи в истории общественной мысли

4) Учение Платона о политике и государстве

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия).

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.