logo
Экзамен по политологии

14) Мораль, насилие и ненасилие в политике

Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Как уже отмечалось, ее важнейшим отличительным признаком является применение организованного насилия. Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и дру­гие субъекты политики: партии, террористические организации, группы или отдельные личности. Но история показывает, что политическая система и система морали взаимообуславливают и влияют на содержание протекающих в них процессах. У властей и политики есть ценностный этос, что детерменированно самой природой об-ва. Этой пробл заним полит этика, если этика – философская наука о з-х и нормах поведения людей в об-ве, то полит этикап – нормативная теория полит. деят-ти, затрагивающаая базисные проблемы: справдел соц устр-во, взаимные права и обязанности, права ч-ка и гражд-на, свобода, рав-во и др.

Политическая этика играет ключ роль в легитимизации как полит вл вообще, так и разл формы правления. Законность и эффективность кд во многом опред-ся тем, на ск-ко гос инст и полит с-ма соответ-т господ-им в об-ве идеалам и ценностям. Индивид и об-во не безразличны к таким ветальным ценностям как добро и зло, лост-во, честь, и тд. А люди облаченные властью несут ответ-ть за благополучие в об-ве и потому: 1) в пол-ке и вл. Обязат-но есть этос данного об-ва 2) справ-ть и вл. Невзаимоисключающие 3) властный реализм и морализм не противопоставляемы. В такой ситуации задача пол-ка найти оптимизм в функционир-ии полит сферы и в поиске применяемых для всего об-ва решений.

Генезис проблемы:

1)Античн мысль рассматривала пол-ку и мораль как единое целое (Сократ:лучше терпеть несправедливость, чем делать ее). 2) Христианство разводит пол-ку и мораль как Богово (должное) и кесарево. 3) Т. Мор подобно Сократу чему учил, так и жил. И предпочел смерть на эшафоте в 1535 г. казнен.