2)Физику;
+3)математику;
-4)астрономию.
# 19. Кого принято считать пионером социальной статистики в социологии:
-1)О.Конта;
-2)П.Сорокина;
+3) Э.Дюркгейма;
-4)К.Маркса.
# 20. Кто из социологов – классиков отдавал ведущее место при построении своей теории производственным отношениям:
+1) К.Маркс;
-2)М.Вебер;
-3)Г.Спенсер;
-4)Э.Дюркгейм.
#21. Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:
-1)О.Конт;
-2)К.Маркс;
-3)М.Вебер;
+4) Э.Дюркгейм.
#22. Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение эволюции:
-1)О.Конту;
+2) Г.Спенсеру;
-3)К.Марксу;
-4)П.Сорокину.
#23. Эмилю Дюркгейму принадлежит:
-1)теория эволюции;
-2)концепция идеальных типов;
+3) идея о различии механической и органической солидарности;
-4)теория конфликта.
# 24. Основоположником какого теоретического направления социологии является Герберт Спенсер:
-1)социологизм ;
+2) органическая аналогия;
-3)концепция идеальных типов;
-4)исторический материализм.
#25. Суть исторического материализма состоит в:
-1)рассмотрении исторического процесса как материальной субстанции;
-2) признании преимущества материального мира перед духовным;
+3) выделении в качестве ведущих отношений по поводу производства материальных благ;
-4)особом внимании к материальным объектам и вещам.
#26. Что общего, по Э. Дюркгейму, содержится во всех религиях:
-1)концепция бога как могущественного сверхъестественного существа;
-2)наличие института церкви;
+3) деление всего мира на две категории: сакральное и профаническое;
-4)наличие культов поклонения.
# 27. Автором концепции харизматического господства является:
-1)О.Конт;
-2)Г.Спенсер;
-3)Э.Дюркгейм;
+4) М.Вебер.
# 28. Социальным статусом называется:
-1)степень уважения к человеку со стороны окружающих;
+2)позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей;
-3)достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;
-4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.
# 29. Социальная роль- это:
-1)понимание индивидом своего места среди окружающих людей;
-2)отношение, высказываемое нами к окружающим нас людям;
+3) характер поведения , ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;
-4)положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное.
#30. Под социальным институтом понимают:
-1)объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;
-2) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;
-3) учебно- воспитательную организации, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;
+4) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.
#31. Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самообразующимся:
-1)армейское подразделение;
+2) внеформальная группа;
-3)школьный класс;
-4)конструкторское бюро.
# 32. Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным:
-1)ректор;
-2)студент;
+3) принц;
-4)кондуктор.
#33. Социальная стратификация – это:
+1) деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев;
-2) сословная организация общества;
-3)объединение людей для достижения конкретной цели;
-4) приобретение человеком определенного социального статуса.
# 34. Деление общества на классы представляет собой:
-1)ценностно- нормативную модель;
+2) категориальную модель;
-3)структурно- функциональную модель;
-4)стратификационную модель.
# 35. Оценка профессионального рейтинга отражает:
+1) личный статус;
-2)социальный статус;
-3)и то и другое;
-4)ни то ни другое.
#36. Важнейшей предпосылкой институционализации является:
-1)объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум:
-2)успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации;
+3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий;
-4)стремление членов общества к консенсусу.
#37. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:
+1) ситуация объективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею;
-2)различие между исполнением своих социальных ролей обладателями разных социальных статусов;
-3) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актором;
-4) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.
#38. Социальная мобильность- это:
-1) изменение человеком места своего постоянного проживания;
-2)смена ценностных ориентаций личности;
+3) изменение социального статуса индивида или группы;
-4) расширение профессионального и общекультурного кругозора.
#39. Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой восходящей мобильности:
-1)локаут (массовое увольнение);
-2)«из грязи – в князи»;
+3) создание корпуса «красных директоров»;
-4)репрессии 1930-х годов.
# 40. Понятие «институционализация» означает:
-1)признание достигнутого социального статуса индивида;
-2) учреждение социального института определенной группой лиц;
-3) проверку степени соответствия поведения индивида тому, что считается общепринятым;
+4) закрепление общественной практики или какой – то области общественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.
#41. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:
-1)повышение в должности;
-2)изменение вероисповедания;
+3) увольнение по сокращению штатов;
-4)смену профессии.
# 42. Важнейшим критерием экономической стратификации является
-1)уровень образования;
-2)престиж профессии;
-3)ранг в государственной иерархии;
+4) место в организации труда.
#43. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие:
-1) распределения власти;
-2)распределения материальных богатств;
+3) общественного разделения труда;
-4) упорядочения социальных отношений.
# 44. Исторически первой системой социальной стратификации являются:
-1)страты ;
+2) касты;
-3)классы;
-4)сословия.
#45. Примером восходящей социальной мобильности является :
-1)увольнение по сокращению штатов;
-2)смена гражданства;
-3)вступление в брак;
+4) повышение в должности.
# 46. Примером горизонтальной мобильности является:
-1)увольнение по сокращению штатов;
-2)смена гражданства;
+3) вступление в брак с представителем своей социальной группы;
-4) повышение в должности.
# 47. Личный (личностный) статус- это позиция, занимаемая индивидом:
-1)в общественном транспорте;
-2)в производственном коллективе;
+3) в первичной малой группе;
-4)в большой социальной общности.
#48.Социальный статус- это позиция, занимаемая индивидом:
-1)в семье;
-2)в школьном классе;
-3)в первичной малой группе;
+4) в большой социальной общности.
#49. Что можно отнести к эмпирически измеряемым параметрам экономической стратификации :
-1)уровень квалификации;
-2)ранг в государственной иерархии;
+3) место в организации труда;
-4) подчиненность одних профессий другим.
#50. Системообразующим признаком в марксистской теории социальной классификации является:
-1)емкость рынков труда;
+2) наличие или отсутствие собственности на средства производства;
-3)распределение объема политической власти;
-4)уровень образования и квалификации.
#51. Уровень образования индивида является важнейшим параметром при определении его места в системе:
-1)экономической стратификации;
-2)политической стратификации;
+3) профессиональной стратификации;
-4) социальной стратификации.
# 52. Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать: