Социальная динамика.
#67. В индустриальном обществе главным объектом собственности является:
-1)земля;
+2)капитал;
-3)люди;
-4)знания.
#68. Самой продолжительной по времени своего развития является:
+1)аграрная революция;
-2)индустриальная революция;
-3)научно- техническая революция;
-4)информационная революция.
#69. Сущность социальной революции заключается в:
-1)переходе к иному типу мировоззрения;
-2)изменении способа политического устройства общества;
+3)коренном перевороте в большинстве сфер общественной жизнедеятельности и образе жизни населения.
-4)усовершенствованиях , происходящих в какой – либо сфере общественной жизнедеятельности.
#70. Понятием «социальная модернизация» обозначают:
-1)переход общества от родоплеменного устройства к государственному;
-2)возникновение письменности;
+3)переход от традиционной цивилизации к индустриальной;
-4) переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
#71. Определяющим фактором развития индустриального общества является:
-1)банковско- финансовая система;
-2)информатикаи сфера обслуживания;
-3)политические институты;
+ 4)промышленное производство.
#72. Социальная мобильность в современном обществе чаще всего имеет место:
-1)в демографической сфере;
-2)в религиозной сфере;
-3)в культурной сфере;
+4)в экономической сфере.
#73. Научно- технические изобретения и открытия оказывают наиболее сильное воздействие на социальные изменения:
-1)в примитивном обществе;
-2)в традиционном обществе;
-3)в индустриальном обществе;
+ 4)в информационном обществе.
#74. Прогрессивная сущность исторической смены общественно-экономических формаций прежде всего проявляется:
-1)в совершенствовании орудий труда и технологических процессов;
-2)в накоплении общего объема знаний о природе и обществе;
+3) в повышении степени свободы живого труда;
-4)в гуманизации социальных отношений.
# 75. Наибольшая кровно- родственная группа людей, связанных единством происхождения,- это:
-1)семья;
-2)клан;
+3)род;
-4)племя.
# 76. Понятие локальной цивилизации как особого культурно – исторического типа ввел в научный оборот:
-1)П.Сорокин;
-2)О.Шпенглер;
+3)Н.Данилевский;
-4)А.Тойнби.
#77. В марксистской теории социальной революции центральным является вопрос:
-1)о борьбе основных антагонистических классов;
-2)о распределении власти;
-3)о характере распределения материальных благ;
+4)о перехвате гегемонии прогрессивным классом.
#78. Под функциональной неграмотностью понимают:
-1)незнание грамматических правил и неумение применять их на практике;
-2)отсутствие компьютерной грамотности;
- 3)неумение ориентироваться в информационном пространстве;
+ 4)отсутствие способности понимать и усваивать большие объемы информации.
#79. Массовая (элементарная ) грамотность- это типовая характеристика:
-1)информационного общества;
+2)индустриального общества;
-3)гражданского общества;
-4)традиционного общества.
#80. Гипотеза в социологическом исследовании- это:
-1)прогноз (предсказание) того, что должно произойти;
+2)положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными;
-3) описание процедуры сбора данных;
-4) выбор индикаторов, выявляющих, социальные признаки.
#81. Понятие «закрытый вопрос» означает:
-1)вопрос, предполагающий закрытие проблемы;
-2)вопрос, на который не существует ответа;
+ 3)вопрос, на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответов, из которых предстоит выбрать только один;
-4)вопрос, ответ на который ясен с самого начала.
#82. Понятие « открытый вопрос» в социологическом опросе означает:
-1)вопрос, который не получил ответа;
+2)вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов;
-3) вопрос, сформулированный предубежденным образом;
-4)вопрос, на который можно ответить как угодно.
# 83. Кодирование вопросов в анкете или интервью проводиться в целях:
-1)сокрытия подлинного замысла исследователя о респондента;
+2)облегчения статистической обработки, а также компьютерного ввода данных.
- 3)упорядочения получаемой первичной информации;
-4)помощи респонденту в понимании подлинного замысла исследователя.
#84. Контент- анализ- это:
-1)один из способов обработки данных, полученных в ходе экспресс- опроса;
+2)процедура, с помощью которой вербальные записи, качественные по своему характеру, преобразуются в количественные данные;
-3)один из способов анализа результатов, социального эксперимента;
- 4)чтение текста с последующим подсчетом символов.
#85. Самым распространенным методом сбора социальной информации является:
-1)наблюдение;
-2)анализ документов;
+3)опрос;
-4)эксперимент.
#86. Важнейшим преимуществом опроса перед другими типами прикладных социологических исследований является:
-1)более высокая степень достоверности получаемых результатов;
-2)простота формирования инструментария;
+ 3)широта охвата разнообразнейших сфер социальной жизни;
-4)возможность быстрой и непосредственной проверки выдвинутых гипотез.
#87. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором:
-1)условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем;
+2)наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности;
-3)исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников;
-4)исследователь определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, явления должны быть включены в наблюдение.
#88. В ходе социологического опроса выявляются :
-1)данные о социально- демографической структуре выборочной совокупности;
-2)объективные распределения норм и ценностей в выбранной популяции;
-3)документальные отображения фактов социальной реальности;
+4)субъективные мнения людей, которых называю респондентами.
#89. Обязательным условием эксперимента является:
-1)грамотная формулировка условий;
+2)правильный подбор экспериментальной и контрольной групп;
-3)добровольное согласие участников;
-4)сохранение в тайне от участников подлинных целей и задач исследования.
#90. Суть эмпирической социологии состоит в:
-1)составлении анкет, их сортировке и последующей статистической обработке;
+2) изучении и описании методов сбора первичной социологической информации, ее обработки и анализа;
-3)составление выводов и практических рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений;
-4) подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации.
#91. Первая часть методологического раздела программы социологического исследования- «Формулировка и обоснование проблемы»- завершается формулированием:
-1)гипотез;
-2)операциональных определений;
-3)целей и задач исследования;
+4)исследовательских вопросов.
#92. Какие из перечисленных ниже переменных, характеризующих социально- демографические показатели выборочной совокупности, измеряются с помощью интервальной шкалы:
-1)пол;
+2)возраст;
-3)образование;
-4)социально- профессиональный статус ( род занятий).
# 93. Словарь переменных- это :
-1)толкование значений каждой из переменных исследования с сопоставлением определений различных авторов;
-2)логический анализ смысла вопросов;
+3)сводная таблица переменных исследования с указанием тех возможных значений, которые может принимать каждая из них, кодов, указанных в анкете, а также номеров позиций, которые занимает данная переменная в строке матрицы базы данных;
-4) исследовательская интерпретация смыслового значения используемых понятий.
#94. Эмпирическая социология- это научная дисциплина, основная функция которой заключается в:
-1) теоретическом осмыслении и обобщении социальных фактов;
-2)выведении общих законов, по которым развиваются социальные общности;
-3)описание механизмов поведения больших групп людей;
+ 4)поиске источников эмпирической социальной информации, ее сборе, обработке и анализе.
#95. Таблица, в которой группируются данные по выявлению связи между двумя переменными, называется:
+1)Кросстаб;
-2)табуляграмма;
-3)таблоид;
-4)матрица.