logo
13-10-2013_15-17-12 / Государство и молодежные организации

1. Исторический аспект становления и взаимоотношений с государством молодежных организаций.

На ранней стадии человечества трудно было говорить не только о молодежных организациях, но и о самом понятии «молодежь». И не только потому, что продолжительность жизни в первобытном обществе составляла всего 19-21 год, а в Древнем Риме – 27 лет. Ведь в тех же древних рабовладельческих государствах, как правило, возраст полноправного вступления во взрослое общество составлял около 25-30 лет, то есть совпадал с современными представлениями о молодежном возрасте. Но на примитивном этапе развития характер труда не требовал специального и длительного обучения. Младшие овладевали трудовыми навыками непосредственно в ходе труда, учась у старших, путем перенимания их опыта и навыков. По мере улучшения социальных и материальных условий увеличивалась продолжительность жизни людей. Труд стал требовать определенной, весьма высокой умственной и физической зрелости, специальных профессиональных знаний и навыков, которыми по многим причинам стало невозможно овладеть непосредственно в процессе производства. Необходимо стало обучение, которое стало занимать длительный и все увеличивающийся отрезок времени в жизни каждого человека. Между детством и зрелостью возник и начал увеличиваться довольно значительный возрастной промежуток, именуемый молодостью, молодежным возрастом.[5]

В самой первоначальной форме такое понятие о молодежи, по моему мнению, может наблюдаться уже по отношению к первобытному обществу, где существовал определенный период между прохождением обряда инициации и вступлением в брак, период изучения обрядов и обычаев племени, приобретения необходимых навыков и умений, существования в замкнутом кругу себе подобных. В жизни молодого человека древних Афин существовал период «эфебии», когда в течении года он занимался образованием под руководством старших, приобретал навыки в метании копья и диска, борьбе, прыжках в длину, беге, начальной боевой подготовке, а также изучал философию, литературу, риторику и музыку. В течение второго года он должен был служить на охране границ государства, и только успешно прошедшие эфебию включались в филы, то есть родовые или территориальные административные объединения. В Спарте же, после интенсивного и сурового воспитания в условиях постоянной боевой готовности от 7 до 21 года, молодой человек имел право жить семейной жизнью, участвовать в военно-лагерной жизни общины, в праздниках и совместных трапезах мужчин, даже иногда высказывать на них свои мысли; но только в тридцать лет заканчивался период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

В средневековом обществе с корпоративной структурой молодежью можно назвать учеников и подмастерьев, которые в состоянии были обучаться производству (да и участвовали в нем, выполняя часто не меньшую долю обязанностей), но не имели еще права вступить в цех или в корпорацию как зрелые члены общества. Однако о молодежных организациях даже на этом этапе говорить не приходится. Молодость в таких обществах – прежде всего возраст зависимости и подчиненности, и его следовало как можно скорее преодолеть, чтобы занять полноправное место среди взрослых. При этом молодежь рассматривалась теми как конкурирующая или неуправляемая сила, которую надо до поры до времени подчинять, подавлять и обезвреживать. Так, Устав о подмастерьях города Страсбурга 1465 года первым пунктом предписывал запрещение всяких соглашений и всяких союзов подмастерьев. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (четыре недели тюрьмы) оставаться на улице после девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени). [6]

Исключением можно назвать корпорации студентов в университетах, которые были организациями молодежи изначально - по своему возрастному составу. В остальном это были такие же профессиональные корпорации, какими были корпорации сапожников, менял денег или же магистров-преподавателей. Они создавались в порядке самоорганизации и в целях защиты собственных интересов, будь то вопросы арендной платы, организация похорон умерших сокурсников или взаимная оборона от грабежей и насилия. Так, в Европе первым университетом стала Болонская школа права, получившая в 1158 г. соответствующую грамоту ("Authentica Habita") от Фридриха I Барбароссы. В корпоративном университетском сообществе образовательная задача по сути совпала с самой идеей университета, т. е. университет – это место, где основной задачей является отнюдь не производство знаний, а воспроизводство "образованных людей" – интеллектуалов всех профессий и – уже к концу XV века – интеллектуалов "по профессии" [7]. Таким образом, корпорации студентов изначально были связаны с задачей реализации права на получение образования.

Эта форма самоорганизации молодежи, по причине относительно устойчивого общения и высокого интеллектуального уровня молодежи внутри учебных заведений, существовала и существует в разных формах до наших дней. Так, в 18-19 веке студенты университетов могли создавать всевозможные научные общества, а также корпорации, регламентирующие студенческую жизнь в университете. Они создавались чаще по земляческому, иногда по факультетскому признаку и ставили своей задачей смягчение нравов студентов, выработку определенного кодекса чести и надзор за его исполнением, сохранение университетских традиций, а также возможность обсуждения в кругу студентов общественных проблем и проблем собственного самоопределения. Например, в России в 1820-х годах такие корпорации были созданы сначала в Дерптском университете ("Estonia", "Livonia" и "Fraternitas Rigensis"), а затем – в Московском, Санкт-Петербургском, Казанском университетах. Однако жесткий контроль государства, прежде всего Министерства просвещения, не давал этим организациям получить достаточное развитие – хоть и не запрещенные прямо, не будучи тайными обществами, они постепенно распадались.[8] В настоящее время как формы самоорганизации студентов в учебных заведениях существуют студенческие профсоюзы, советы, ассоциации, старостаты, движения, научные общества.

Между тем, по мере того как развивались отношения между обществом и государством, молодежь как наиболее общественно активная и склонная к переменам социальная группа оказалась в самом эпицентре этих отношений. Например, в российской истории, как отмечает И.М.Ильинский, особая роль молодежи проявилась во времена Петра I, когда юный царь и молодые «птенцы гнезда Петрова», стремящиеся к отходу от старинного уклада жизни и движении в сторону европеизации общества, стали основой возникновения в России нового общественного слоя – русского дворянства, создавшего культуру, европейскую по форме и русскую по содержанию. С тех пор конфликт традиционалистов-«отцов» и ратующих за перемены «детей» в российском обществе не прекращался, видоизменяясь с каждым новым поколением.

По своему возрастному составу практически все общественные организации, возникавшие в России 19 века, являлись молодежными. Так, из 121 члена «Союза спасения» и «Союза благоденствия», осужденных по делу о восстании 14 декабря 1825 года, лишь 12 человек было в возрасте 34 лет, большинство не достигло и тридцати. В конце 30-х, в 40-е и 50-е годы, когда в России не было еще партий и иных политических организаций, важную роль сыграли кружки, в которых различного рода освободительные идеи обсуждались в узком кругу хорошо знавших друг друга людей. Такие кружки существовали в Петербурге, Тамбове, Ростове-на-Дону, Костроме, некоторых городах Сибири. Особую известность получили московский кружок Станкевича, членами которого были Бакунин, Герцен, Огарев, Белинский, Грановский, и кружок Петрашевского, состоявший из чиновников, офицеров, литераторов, существование которого закончилось раскрытием, громким процессом и осуждением его членов. Общество «Земля и воля», впоследствии распавшееся на две партии: «Черный передел» и «Народная воля», также было создано в 1876 году интеллигентской молодежью как основа организации общественных сил в народе, среди интеллигенции и в армии, в подготовке восстания. Молодые люди также составляли тайное общество «Народная расправа», созданное учителем Сергеем Нечаевым, создавшим скандально известный «Катехизис революционера» как общероссийская революционная организация. [9]

Не случайно и в других странах тайные общества свободолюбивой направленности были напрямую связаны с молодежью – например, общество, организованное в 1831 году в целях борьбы за освобождение итальянских государств, за их объединение и создание самостоятельной итальянской республики называлось «Молодая Италия». В его состав вошли все наиболее видные деятели итальянского революционного движения: Гарибальди, Гверацци, Руффини и др. Практическая деятельность общества выражалась главным образом в издании брошюр, листовок, прокламаций, призывавших итальянский народ к борьбе за свое освобождение. Непосредственно ориентируясь на «Молодую Италию», в сербских провинциях Австро-Венгрии крестьянская и интеллигентская молодежь, группировавшаяся вокруг журнальных изданий «Зора», «Вихорь», «Препоред», «Омладина», создает организации «Молодая Сербия» и «Молодая Босния» (и сторонник последней, Гаврило Принцип, развязал первую мировую войну убийством эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево). Общество «Молодых турок», основанное на идеях либерализма и патриотизма, в особенности французских просветителей и деятелей Соединенных Штатов, выраженных в мусульманских терминах, подняв в 1908 году мятеж, заставило султана Османской империи Абдель-Хамида распустить свои войска, отменить цензуру, освободить всех политзаключенных и провести выборы в парламент, а в 1909 году после его попытки совершить переворот свергло его с престола. Однако впоследствии, когда пришедшие к власти «Молодые турки» основали свое правление на доктрине пантюркизма, усилив давление на подчиненные Османской империи провинции, даже более жесткое, чем при Абдель-Хамиде, среди национальных обществ были, в частности, «Молодые арабы», ранее выступавшие с ними на одной стороне.

Таким образом, общества, созданные молодыми людьми, чрезвычайно активно участвовали в отношениях с государством, но эти отношения имели, как правило, отрицательный характер – не только из-за радикализма молодежи самой по себе, но и из-за косности властей, которые, изначально пресекая попытки объединения молодых людей, даже в безопасных и благотворных для общества целях, тем самым невольно поощряя их уход в подполье и обострение антиправительственной направленности. При таком положении дел не могло быть и речи о поддержке, сотрудничестве, каком-либо диалоге; с юридической точки зрения, общества, перечисленные мной, вообще не были общественными организациями, так как были официально запрещены, и к ним подходил скорее термин «преступное сообщество». К тому же и возрастной критерий в них не был основополагающим: «молодыми» их участники считались не по возрасту, а по политической ориентации, предполагающей стремление к обновлению.

По моему мнению, о молодежных организациях в строгом смысле этого слова, то есть общественных организациях, предусматривающих объединение исключительно молодежи, при этом официально признанных государством, можно говорить со второй половины 19 века. Примером такой организации может послужить Христианская Ассоциация Молодых Людей (The Young Men's Christian Association), основанная в 1844 году в Лондоне, как ответ нездоровым социальным условиям в конце индустриальной революции. Молодые люди из сельской местности, подавшиеся на заработки в большие города и жившие вдали от дома, объединялись, чтобы заменить влияние улицы чтением Библии и молитвами. К 1851 году Ассоциация открыла общества в Монреале и Бостоне, в 1854 – в Париже (общее число членов к этому времени достигло 30 тысяч), организуя раздачу Библий, проповеди в салонах и на улицах, лекции, библиотеки и встречи. Однако в 1866 году Ассоциация расширила свои цели, чтобы быть не чисто религиозной организацией, но реализовать христианские ценности в светской жизни, провозгласив лозунгом «совершенствование духовного, умственного, социального и физического состояния молодых людей». С этого времени начался рост социальных программ Ассоциации – строительство аудиторий, бассейнов, спортивных залов, организация летних спортивных лагерей, а впоследствии - сбор пожертвований, помощь пленным и пострадавшим во время Первой и Второй мировой войны, организация столовых, ремесленных школ и колледжей, воспитательная работа, ориентированная на сохранение моральных и духовных ценностей.[10] В 1905 году в качестве отделения Ассоциации в России было зарегистрировано Российское Христианское Общество Молодых Людей «Маяк», проводившее благотворительные вечера и просветительские лекции, общественно-познавательные занятия и социальные мероприятия, культурно-исторические вечера и научно-популярные чтения. Общество первым в экономической истории новой России выполняло роль молодежной биржи труда, организовывая в своих отделениях для молодежи «бюро для приискания занятий, определяющее и предлагающее места: конторщиков, корреспондентов, писцов, бухгалтеров и помощников их, артельщиков и приказчиков разных специальностей». [11] Отделение Ассоциации действует в России и сегодня.

Международный Союз Славянского Сокольства был задуман и организован в конце 19 века чешским доктором философии и эстетики Мирославом Тыршем как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании своего тела и своего духа на пользу своего народа. Объединения русских соколов были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринославе, Орле, Воронеже, Новороссийске, Каменецк-Подольске, Полтаве, Таганроге, Харькове, Новочеркасске, Чернигове и в других городах. Организация была внепартийной и неполитической по своей сути и задачами своими определяла : “а) физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости; б) борьбу с их отнародованием (денационализацией); в) создание кадра русских сокольских деятелей”. Объединения русских соколов были первыми формами самоорганизации русской молодёжи, получившими всенародное призвание, государственную регистрацию своих документов и благословение высшего общества на работу с молодым поколением на началах “...имеющих целью гармоническое развитие духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества” (из Основ Русского Сокольства,1909г.) [12]

В 1908 году Император Николай II ознакомился с книгой британского полковника Р. Баден – Пауэлла “Юный скаут”, под впечатлением от прочтения которой принял решение инициировать скаутское движения в России. Для этой цели Император предложил офицерам русской армии, вышедшим в отставку, заняться воспитанием молодого поколения России. В Москве и Санкт-Петербурге, на Дону и в Средней Азии, в Сибири и Малороссии - везде стали появляться группы, дружины и отряды юных скаутов, которым старшие товарищи старались “...привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность к Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям” (из статьи скаут-мастера И.Н.Жукова «Краткие Сведения о Русской Организации юных разведчиков»,1916г.) Повсеместно в России молодые скауты ходили в походы, ночевали у костра, учились походной медицине, занимались физкультурой, посещали церковь и – учились. Учились самодисциплине и непритязательности, усердию и настойчивости, физической выносливости и душевному очищению - всем качествам настоящего скаута, записанным в правилах организации юных скаутов : “...Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем; ...Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России; ...Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам; ...Быть всегда правдивыми и верными данному слову; ...Беспрекословно исполнять приказания своих начальников; ... Быть другом животных; ...Быть веселым и никогда не падать духом; ...Быть вежливым и аккуратным; ...Быть верным законам разведчиков; ...Подчиняться Суду Чести” (См. «Правила организации юных скаутов», 1910 г., а также «Правила потешных пятой сибирской стрелковой дивизии», 1911г.). [13]

В период Февральской революции 1917 года, после отречения Николая II и образования Временного правительства состояние политического разброда в обществе, как никогда, отражало состояние молодежных организаций. Каждая политическая партия, чтобы привлечь на свою сторону возможно больше членов, создавала при себе молодежное отделение – появилась Московская Ассоциация Анархистской молодежи, Эсеровский Союз Молодежи, Социал-демократический Союз Молодежи, молодежная организация Партии народной свободы (т.е.кадетов), и даже Московский союз молодых эсперантистов, строивший основы своей деятельности на изучении нового языка, так как «истинное осуществление всемирного единства и братского содружества народов возможно лишь при существовании всеобщего, общедоступного интернационального языка, второго для каждого человека после своего родного”. [14] Таким образом, помимо политической деятельности, все эти организации не предлагали каких-либо социально-экономических программ; и они не успели ни прийти к какой-либо конкретной деятельности, ни реализовать свои политические цели, так как с победой Российской коммунистической партии большевиков все направления объединения молодых людей в России были монополизированы Российским Коммунистическим союзом молодежи, учредительный съезд которого (Первый всероссийский съезд рабочей и крестьянской молодежи) прошел в октябре 1918 года. В 1924 году, после смерти В.И.Ленина, комсомолу было присвоено его имя – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).

РКСМ был создан не по инициативе общественности, а по желанию политического руководства государства, то есть сверху. Учрежденный по заданию партии большевиков, РКСМ ориентировался на неё как на свою первую и главную опору, что, в свою очередь, нашло отражение в его учредительных программных документах: “...Союз является организацией партийной и всецело подчинен и контролируется партией... Как во всякой партийной организации, члены Союза строго подчинены строгой партийной дисциплине”. Таким образом, впервые молодежная организация была связана с государством напрямую, включая государственное субсидирование и поддержку государственных силовых структур, и занималась исключительно тем, что реализовывала государственную политику среди молодых людей.

Комсомол выработал обширный опыт работы с молодежью. С комсомолом были связаны такие формы взаимодействия государства с массовой общественностью, как кружки идейно-просветительской работы, социалистическое соревнование, комсомольская стройка, движение за экономию и бережливость, походы по местам боевой славы, праздники поэзии и военно-спортивные игры. Достоинства этих методических наработок были признаны даже в современной России, когда 10 июня 1998 года Государственная Дума Российской Федерации приняла постановление "О 80-летии комсомольской организации и использовании комсомольского опыта в работе с молодежью". На основе опыта комсомольской работы сегодня разрабатываются все программы молодежной политики. Однако не только политическая, но и социальная функция комсомола (защита молодежи, помощь в решении ее житейских проблем) была поставлена на «консервацию», которая продолжалась более полувека. С этой поры полагалось, что комсомол ничего не должен давать молодежи – помогать ей, защищать ее, ибо «это не профсоюз» и т.п. Наоборот, молодой человек, член союза должен был отдавать организации весь свой ум, все свои силы и энергию, а если потребуется, говорилось в Уставе комсомола, то и жизнь. Далее всю свою историю комсомол выполнял назначение помощника и резерва коммунистической партии, функционировал как организация прежде всего воспитательная. При этом первейшей задачей было формирование молодежи в духе идейной сознательности, коммунистической убежденности, политической зрелости и преданности «делу партии». Отдав молодежь в руки преданного идеалам коммунизма аппарата молодежной организации, партия стала обрабатывать молодежь молодежью, охранять ее мировоззренческую и политическую девственность с помощью молодых аппаратчиков, среди которых было немало откровенных догматиков. Таким образом, коммунистический союз молодежи был субъектом политической жизни только в той мере, в какой участвовал в преобразованиях экономики и культуры, служил идейно-политическим наставником молодежи и проводником политики партии в ее среде.

ВЛКСМ становится основным и самым сильным структурным подразделением в международной организации пролетарской молодежи – Коммунистическом Интернационале молодежи, образованном в Штутгарте в 1907 году. В тех странах, где действуют коммунистические партии, создаются и коммунистические молодежные организации. Многие из них действуют до сих пор: 2-3 марта 2003 года в Гаване(Куба) состоялась 16 Всемирная ассамблея демократической молодежи, в которой принимали участие Российский коммунистический союз молодежи, Ленинский комсомол Украины, Союз молодых коммунистов Кубы, комсомол Греции и Португалии, молодежные организации других стран. [15]

И все же крайним примером абсолютной власти государства над молодежными организациями остается нацистская Германия, где «Гитлерюгенд» (Hitler Jugend), созданный в 1920-х годах, стал звеном в цепи организаций нацистов, подчинивших и регламентировавших всю жизнь Германии. Показательно, на какой почве возникло это движение. В 1896 году в берлинской гимназии Штиглица образовалась молодежная организация «Перелетные птицы» (Wandervogel) , к 1913 году насчитывавшая 60 тысяч активных членов. Они выступали против урбанизма, рационализма, старой системы образования, идолов кайзеровской Германии, в романтических тонах бескомпромиссного противостояния «Города» и «Природы». "Истинные" Wandervogel были далеки от государства и политики (видя в ней лишь фальшь и лицемерие как "слева", так и "справа"), они проводили регулярные слеты, фестивали, дискуссии, и основывали собственные поселения, где юноши и девушки, образуя "коммуны", "сквоты", приучались к сельскому труду, к общению с природой. Они предпринимали длительные походы вдали от внимания родителей и учителей в спартанских условиях по местам Германии, слабо затронутым индустриальной цивилизацией, занимались изучением национальных традиций, воссозданием фольклорных песен (например старинных баллад ландскнехтов), традиционных игр и костюмов. Может показаться странным, но именно соцветье движений германской "ультраправой" альтернативы, народнического "хиппиюгенда" впоследствии дало жизнь всему тому, что сейчас принято называть "молодежными субкультурами", начиная от расистского движения бритоголовых (впрочем, имеющего и мощное левое, "антифашистское" ответвление) и футбольных скитальцев "hools" до "детей цветов" - хиппи, от "толкиенистов" и неоязычников до панков. Но в первой мировой войны пали тысячи добровольцев из «Перелетных птиц», а наследники их расстались со многими иллюзиями юности своих идеалистических предшественников-мечтателей. После прихода национал-социалистов к власти все молодежные движения были поглощены централизованными партийными организациями. "Хиппиюгенд" окончательно превратился в Гитлерюгенд. [16]

"Гитлерюгенд" (Hitlerjugend - "Гитлеровская молодежь") был молодежной нацистской организацией военизированного типа, созданной 1 декабря 1936 года. Закон 1936 констатировал, что немецкая молодежь должна воспитываться "в физическом, духовном и моральном отношении в духе национал-социализма, служения народу и национальному сообществу". Все существовавшие ранее в Германии молодежные клубы и союзы вошли в состав "Гитлерюгенд", который охватывал около 60% немецкой молодежи. 25 марта 1938 вышло распоряжение, регулирующее структуру "Гитлерюгенд".Членство в Гитлерюгенде стало обязательным для всех от 10 до 18 лет. Мальчики до тринадцати лет были членами- Deutsches Jungvolk (Германский молодой народ), после - Hitler Jugend (Гитлеровская молодежь), которые ставили целью подготовку к военной службе (строевая подготовка, упражнения со штыками, метание гранат, рытье траншей, чтение карт). Девочки в 10 лет вступали в Jungmadelbund (Союз молодых девушек), а в четырнадцать – в Bund Deutscher Madel (Союз немецких девушек); они должны были уметь пробежать 60 метров за 14 секунд, бросить мяч на 12 метров, прошагать 2 часа, проплыть 100 метров и застелить постель.[17] Руководство "Гитлерюгенд" старалось любыми способами привлечь молодежь, организуя спортивные соревнования, туристические походы, молодежные слеты, международные встречи с членами молодежных фашистских объединений Италии и других стран. Любой юноша мог найти в деятельности "Гитлерюгенд" что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование, журналистика, музыка, спорт и т. д. С началом 2-й мировой войны члены "Гитлерюгенд" занимались сбором одеял и одежды для солдат, отправкой посылок на фронт. Каждый их час был занят до предела, и у молодежи едва оставалось время для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка, и в результате у подростков не формировалось иных, чем нацистские, этических и мировоззренческих взглядов, что, собственно, и являлось целью нацистского воспитания молодого поколения. Организация была распущена после поражения Третьего рейха.[18]

Таким образом, в отношениях государства и молодежи на протяжении большей части истории прослеживались две разрушительные и неблагоприятные для обеих сторон тенденции. Либо государство видело свою единственную роль в запрещении, подавлении, пресечении любых попыток самоорганизации молодежи, а молодежь, в свою очередь, отвечало созданием тайных антигосударственных обществ; либо государство принимало полный контроль и целиком подчиняло себе молодежное движение, чем лишало его возможности быть общественным, а не регламентированным сверху, опять же порождая тайные неформальные организации. Однако с течением времени, вместе с либерализацией отношений между государством и общественными организациями в целом, начиналось взаимодействие государства с молодежными организациями на основаниях сотрудничества, взаимного компромисса и консенсуса, отсутствия прямой регламентации и непримиримого противостояния. Как справедливо замечает В.И.Скоробогатова, «гражданское общество держится на идее нормы, золотой середины, открытости и свободы; оно не может прорастать из подполья, равно как не может насаждаться сверху. Власть может подсказывать, потому что она видит то, что не видит ни одна общественная организация, но власть не имеет права приказывать».[19]

Этот процесс со всеми его противоречиями можно было наблюдать в нашей стране в 80-е годы, когда возникло более 60 тысяч различного рода молодежных объединений вместо единого и единственного коммунистического союза молодежи. Прежде всего растет число и роль неформальных объединений, так как именно с неформальными движениями – различными политическими кружками, клубами, движением бардов, а затем рок-движением - было связано понятие о подлинном общественном движении в СССР. Среди появившихся неформальных объединений можно выделить асоциальные («мажоры» или хайлайфисты, хиппи, рокабилли), антисоциальные («банды»), просоциальные («зеленые», общество охраны зверей).

Социально-экономические и общественно-политические процессы в Российской Федерации, приведшие к ослаблению государственного контроля над обществом в целом и отдельной личностью в частности, обусловили демонополизацию и дифференциацию детского и молодежного движения, существенно изменили его сущность.

Демонополизация выражалась, прежде всего, в потере комсомолом своих позиций единственной молодежной организации в стране, контролирующей все молодежное движение. В 1991 году ВЛКСМ объявил о самороспуске организации. С провозглашением принципов плюрализма во всех сферах общественной жизни начался бурный процесс создания новых и возрождения старых, дореволюционных общественных формирований детей и молодежи, призванных стать альтернативой переживающим глубокий кризис официальным организациям. Кроме того, создается великое множество профильных объединений детей и юношества по интересам: юнкоровских, экологических и т.д. Стремительно набирают силу возрождающиеся скаутские организации. Появление такого широкого спектра общественных объединений, реализуемых ими программ взамен единой идеологии и методики воспитательной работы определяет дифференциацию молодежного движения в России.

Кроме того, происходит процесс деполитизации и разгосударствления молодежного движения. Оно освобождается от всеохватного влияния политических сил, хотя нарождаются и припартийные молодежные политические организации. Разгосударствление проявляется в партнерстве государства и молодежного движения. Даже изначально государственный по своей природе комсомол, преобразовавшись в РСМ, выбирает независимость от государства в определении пути своего дальнейшего развития. Эти процессы сопровождались существенным сокращением государственной поддержки молодежных общественных объединений, потери ими традиционной материальной, финансовой, кадровой базы. Отмирание старых отношений приводит к необходимости поиска новой модели взаимодействия, поиску альтернативных источников привлечения необходимых ресурсов. [20]

Но также это связано с тем, что современная российская молодежь отшатнулась от политики. В значительной мере это является ответной реакцией на безразличие властей к жизни молодежи, их недееспособность начать осуществление серьезной молодежной политики. Главной заботой абсолютного большинства молодежи сегодня является борьба за выживание. В тяжелых социальных условиях современной России социальные проблемы молодежи острее, чем у зрелых людей, при этом она не является категорией, на которую ориентирована основная социальная помощь государства, как дети или пожилые люди. Происходит ухудшение здоровья и уровня жизни, алкоголизация, наркотизация, криминализация молодого поколения. Каждый молодой человек в этих условиях вынужден рассчитывать только на себя, своих близких, и часто видеть в своих сверстниках главным образом конкурентов. Происходит атомизация, дезинтеграция молодежи как социально-демографической группы, сознающей свои особые возрастные интересы, как и общества в целом. Таким образом, несмотря на увеличение количества и разнообразия, уменьшилась роль и значение молодежных общественных организаций как среди самой молодежи, так и во влиянии на общественную жизнь, а также на государство.

Yandex.RTB R-A-252273-3