Тема 23. Правосознание и правовая культура
1. Правосознание.
Правосознание - это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений).
Структуру правосознания составляют:
правовая идеология;
правовая психология;
индивидуальные знания о праве;
личностные ценности индивида;
субъективная воля индивида.
Правовая идеология - отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология образует ту "среду", где формируется правосознание отдельной личности. Правовая психология - эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений (чувства, настроения, переживания).
Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом).
Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления.
Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.
3. Правосознание классифицируется:
по носителям:
индивидуальное - личное отношение человека к праву;
групповое - отношение к праву групп, коллективов и т. д.;
корпоративное - правосознание представителей различных профессий (например, работников милиции, торговцев па рынке, физиков, врачей), социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов партий (коммунистов,
христианских демократов, радикалов), работников отдельных предприятий и организаций (банков, колхозов и т. д.);
массовое - правосознание больших групп людей;
общественное - правосознание всего общества;
по уровню:
обыденное - отношение к праву обывателя либо специалиста, для которого право не является основным занятием;
профессиональное - правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, работников налоговой инспекции, адвокатов);
научное - правосознание, свойственное ученым-правоведам, специалистам в области правовой науки.
4. Основными функциями правосознания являются:
информационно-познавательная - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом;
оценочная - при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются тс или иные правовые явления;
регулятивная - высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения.
2. Правовая культура.
Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень гарантированы ости государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.
Правовую культуру определяют:
степень развитости правосознания населения;
уровень развития правовой деятельности;
степень совершенства всей системы правовых актов.
3. Высокая степень развитости правосознания характеризуется:
признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и зашита его прав и свобод;
осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважение к правам и свободам других людей;
правовой установкой граждан на правомерное поведение;
знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов;
широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;
позитивным отношением к суду.
Высокий уровень развития правовой деятельности предполагает:
наличие сильной юридической науки;
качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля;
вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом;
высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;
соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;
развитость и совершенство государственного аппарата;
авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;
наличие гарантий независимости судебной власти;
демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учет приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;
высокое качество правоприменительной деятельности.
Совершенство системы правовых актов достигается благодаря:
наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;
соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых (подзаконных) актов - законам;
четкой иерархии нормативно-правовых актов;
высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.
3. Правовое воспитание.
1. Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.
2. Основными направлениями правового воспитания являются:
формирование правосознания и правовой культуры в семье;
обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля;
самовоспитание;
распространение правовых знаний средствами массовой информации;
выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс", "Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет.
3. Правовые знания включают в себя:
знание норм Конституции РФ;
знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов);
понимание сущности правовых учений, доктрин;
ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов;
наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов; иную информацию.
4. Основными способами правового воспитания являются:
убеждение;
предупреждение;
поощрение;
принуждение;
наказание.
4. Правовой нигилизм.
1. Правовой нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.
2. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.
Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов:
умышленные уголовные преступления;
гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения;
осуществление преступной деятельности в организованных формах;
сращивание преступного мира и части госаппарата;
распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.);
контроль организованной преступности за частью бизнеса;
давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизнеса и государственных структур.
Массовое неисполнение и нарушение правовых норм:
незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне;
неисполнение законодательства госорганами;
прибегание гражданами к неправовым способам споров.
Распространение антиправовой психологии:
появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение;
эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;
сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни. "Война законы"
создание параллельной системы законодательства (например, дополнительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер; правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан);
издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности"' принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.
Массовое нарушение прав и свобод человека:
повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;
частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы;
незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч - в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).
Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате:
длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами);
больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (пошлины, труд адвокатов);
косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов;
большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров;
распространенности нарушения прав человека при правоохранительной деятельности и исполнении наказаний;
слабости исполнительного аппарата судов;
высокого процента нераскрытых преступлений;
иных причин.
Теоретические формы правового нигилизма
ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право - средство угнетения народных масс);
отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;
новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;
ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.
3. Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию правового нигилизма в российском обществе, считаются:
особенности исторического развития (монголо-татарское иго, опричнина Ивана Грозного и др.);
самодержавный, деспотический характер власти;
крепостное право;
отсутствие развитых демократических и правовых традиций;
распространенность неправовых способов решения споров;
репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени;
теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рамками права), сталинские репрессии;
распространенные в советскую эру административно-командные методы в экономике и политике, фактическое преобладание подзаконных актов над законами;
трудности современного переходного периода;
несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы;
повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реальных гарантий;
несовершенство правовой системы.
4. Признаками современного российского правового нигилизма являются:
широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоохранительных органов и др.);
многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);
высокая степень агрессивности и неподконтрольности;
соединение правового нигилизма с формами социального и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие железных дорог);
усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);
эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях
как должного и имеющего свои преимущества явления).
5. К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:
укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);
реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;
гарантированность прав и свобод человека;
совершенствование правовой системы;
повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;
обеспечение в стране правопорядка;
правовое воспитание.
6. Основными методами борьбы с правовым нигилизмом являются:
убеждение;
поощрение;
принуждение;
наказание.
5. Правовой идеализм.
1. Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.
Основными формами проявления правового идеализма являются:
нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление "писаного" и "неписаного" права);
слепая вера граждан в "хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь;
буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом;
идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непонимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);
неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона (их сильное преувеличение), а также пределов правового воздействия (не все общественные отношения можно отрегулировать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отношения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кавказа и т.д);
увлечение формальной стороной права (например при рассмотрении многих судебных дел).
2. К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:
особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;
историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху;
культивируемый десятилетиями и столетиями "правовой голод";
идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;
неразвитое и деформированное правосознание;
юридическое невежество;
дефицит политико-правовой культуры.
3. Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:
укрепление режима законности в стране;
гарантированность прав и свобод граждан;
уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;
уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;
усиление реалистичности юридический науки;
создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;
правовое воспитание.
4. Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимосвязанные явления.
Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм.
Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.
- Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
- 1. Предмет общей теории права
- 2. Методология теории государства и права
- 3. Место и значение общей теории права
- Тема 2. Власть и государство
- Тема 3. Происхождение государства
- Тема 4. Понятие, сущность, типология государства
- Тема 5. Формы государства
- Тема 6. Функции государства
- Тема 7. Механизм государства
- Тема 8. Государство в политической системе
- Тема 9. Правовое государство
- Тема 10. Гражданское общество и правовое государство
- Тема 11. Личность, государство и право
- Тема 12. Государство, экономика, политика и культура
- Тема 13. Современное российское государства
- Тема 14. Государство. Бюрократия. Демократия
- Тема 16. Право в системе социальных норм
- Тема 17. Источники (форма) права
- Тема 18. Система права
- Тема 19. Правоотношение
- Тема 20. Реализация права
- Тема 21. Толкование права
- Тема 22. Правотворчество
- Тема 23. Правосознание и правовая культура
- Тема 24. Основные тенденции развития государственно-правовых систем
- Тема 25. Правомерное поведение
- Тема 26. Правонарушение
- Тема 27. Юридическая ответственность
- Тема 28. Законность и правопорядок
- Часть 1. Теория государства
- Тема 1. Теория государства и права как наука
- Тема 2. Власть в обществе
- Тема 3. Первобытное общество
- Тема 4. Происхождение государства и права
- Тема 5. Исторические типы государства и права
- Тема 7. Форма государства
- Тема 8. Государственный аппарат
- Тема 9. Методы государственного управления
- Тема 10. Государство в политической системе
- Тема 11. Правовое государство и гражданское общество
- Тема 12. Современное Российское государство
- Тема 13. Личность, государство и право
- Тема 14. Государство, экономика, политика и культура
- Тема 15. Общая характеристика права
- Тема 16. Норма права в системе социальных норм
- Тема 17. Система права
- Тема 18. Источники (формы) права
- Тема 19. Правовые отношения
- Тема 20. Правосознание и правовая культура
- Тема 21. Реализация права
- Тема 22. Правотворчество в современном правовом государстве
- Тема 23. Толкование норм права
- Тема 24. Правовое регулирование
- Тема 25. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
- Тема 26. Законность и правопорядок
- Тема 27. Основные тенденции развития современных государственно-правовых систем